Найти тему
Юрист Посоветовал

Что делать, если из крана течет грязная и ржавая вода в 2022 году: куда жаловаться и как получить перерасчет

Оглавление

К сожалению, почти каждый житель многоквартирного дома в своей жизни сталкивался грязной водой, вытекающей из крана. Иногда это явление носит продолжительный и системный характер. В данной статье мы разработали алгоритм действий решения данной проблемы. Также мы объяснили механизм осуществления перерасчета платежа за некачественно оказанную коммунальную услугу.

Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки. Хватит пропускать воду - действуйте!
Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки. Хватит пропускать воду - действуйте!

Какая вода должна быть

С марта 2021 года применяются нормативы качества и безопасности воды, установленные СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В свою очередь проверка качества воды, подаваемой в дома по водопроводу, регулируется положениями СанПиН 2.1.3684-21. Так, в пункте 81 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки. Кроме того, организации, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль качества питьевой и горячей воды.

Что влияет на загрязнение воды

Вода может загрязниться в следующих случаях:

1. После проведения плановых ремонтных работ, в ходе которых отключалась вода. Такие работы, как правило, бывают приурочены к началу или концу отопительного сезона. Трубы без постоянного воздействия водного потока быстро окисляются, подсыхают, с внутренних стенок отваливается налет. Потом вся эта грязь выходит через краны жильцов в виде коричневой жидкости. В течение нескольких часов вода вновь становится чистой.

Примечательно, что промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе является обязательной по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Но зачастую она проводится лишь на бумаге, а фактически – потребителями за собственный счет.

2. Аварии, в ходе устранения последствий которых отключалась подача воды. За время устранения последствий аварии трубы изнутри заржавели.

3. Очистные механизмы не справляются со своей задачей.

4. Недостаточная очистка воды от примесей или иных загрязнений

5. Ненадлежащее обслуживание системы водопровода.

Состояние источников, из которых осуществляется забор воды, также может влиять на качество и цвет воды. Например, цвет воды из крана может меняться во время паводков.

Сильное загрязнение воды видно невооруженным глазом. Однако не всегда сразу понятно, что вода недостаточно чистая. Если на посуде и раковине остаются зеленые или даже черные разводы или у воды появился резкий неприятный запах – это повод обеспокоиться качеством предоставляемой коммунальной услуги.

Куда жаловаться

Далее по тексту статьи используются следующие сокращения:

УО – управляющая организация

РСО – ресурсоснабжающая организация

ТСЖ – Товарищество собственников жилья

ЖСК – жилищно-строительный кооператив

ГЖИ – государственная жилищная инспекция

МКД – многоквартирный дом

Если вы заметили признаки, свидетельствующие об ухудшении качества воды, воспользуйтесь следующими алгоритмами.

ВАРИАНТ 1: Выявление некачественной воды через проверку управляющей организации, ТСЖ или ЖСК

1. Сообщить о нарушении в аварийно-диспетчерскую службу УО, ТСЖ или ЖСК

Сообщение может быть направлено в любой форме: и устно, и письменно.

В случае, если вы обращаетесь устно по телефону сообщите: ФИО, точный адрес и подробно опишите проблему. Вашей заявке присвоят номер. Запишите этот номер, время обращения и фамилию принявшего обращение сотрудника.

Все это применимо и к письменной подаче заявления. Рекомендуем сохранить подтверждения направления документа (дубликат с отметкой о вручении или почтовые квитанции).

Если оператор аварийной службы знает причину грязной воды, то обязан сообщить ее и срок устранения нарушения.

Если причина неизвестна, то необходимо согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении, если потребитель сам не согласовал более позднее время.

2. Принять участие в проверке качества воды

В назначенное время сотрудник УО или РСО (если договор на оказание коммунальных услуг заключен напрямую с такой организацией) встречаются с потребителем в обусловленном месте.

В собрании рекомендуется участие соседей в качестве «незаинтересованных» лиц, присутствие которых может пригодиться для составления акта проверки.

Также к участию в собрании желательно привлечь представителя РСО (если коммунальную услугу оказывает УО) или представителя УО (если коммунальную услугу оказывает РСО).

Собрание проверяет качество оказания коммунальной услуги по водоснабжению. При наличии нарушения устанавливает характер этого нарушения.

По окончании проверки составляется акт проверки в двух или более экземплярах, при этом один экземпляр должен остаться у вас.

Если в ходе проверки будет установлен факт подачи потребителям некачественной воды, то в акте проверки указываются:

- дата и время проведения проверки;
- выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- использованные в ходе проверки методы (инструменты);
- выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

! Если у вас установлен индивидуальный счетчик воды, то укажите в акте также показания счетчика.

ЕСЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ НЕ УДАЛОСЬ:

Сотрудник организации, предоставляющей потребителю коммунальную услугу, прибывший для проведения проверки фиксирует только результаты визуального осмотра. Поэтому мы рекомендуем в случае, когда этот сотрудник делает вывод о пригодности воды к употреблению, настаивать на проведении экспертизы.

По закону организовать и оплатить забор образца воды для экспертизы (или проведение самой экспертизы на месте должна) организация, предоставляющая коммунальную услугу (например, УО). Но инициатором может выступить и сам потребитель. При этом, если по результатам проведения экспертизы установлено допустимое качество воды, то потребитель, инициировавший проведение экспертизы, обязан возместить расходы на ее проведение. Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки.

В том случае, если никто не инициировал проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка. Эта проверка должна быть проведена в присутствии представителей государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

В зависимости от того, какой вариант действий выберут участники проверки, будут составлены следующие документы:

-2

Важно! При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами (свидетелями).

3. Подписать акт об устранении причин ухудшения качества воды

После устранения нарушения качества коммунальной услуги организация, ответственная за предоставление коммунальной услуги, совместно с потребителем составляют акт. В этом акте помимо информации о том, что качество воды восстановлено, также надо зафиксировать показания счетчика учета воды на этот момент. Эта информация понадобится для перерасчета.

4. Потребовать перерасчет

При предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги

Акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, заключение эксперта о ненадлежащем качестве воды и иные составленные в ходе проверки документы станут доказательствами наличия оснований на перерасчет.

Подробнее о порядке и размерах перерасчета платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества читайте в пункте «Право на перерасчет».

ВАРИАНТ 2. Жалоба в Роспотребнадзор и ГЖИ

1. Направить жалобу

Кроме того, потребитель имеет право пожаловаться на грязную воду и в Роспотребнадзор.

По общему правилу до направления такой жалобы в Роспотребнадзор необходимо сначала обратиться с письменной претензией в саму УО.

Вместе с тем, положения п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ позволяет не соблюдать этот порядок на напрямую обратиться в Роспотребнадзор в случае возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Предполагаем, что подача потребителю грязной воды относится именно к такому случаю.

Жалоба в Роспотребнадзор составляется в произвольной форме, но в ней обязательно должны быть:

- наименование органа Роспотребнадзора;
- ваши ФИО;
- ваш адрес;
- описание проблемы с УО/РСО с указанием адреса организации;
- ваша личная подпись;
- дата;
-телефон или E-mail для связи.

Письмо с жалобой можно отправить двумя способами:
1) почтой России;
2) через портал Госуслуги.

На основании вашей жалобы Роспотребнадзор организует проверку с выездом к заявителю-потребителю. По завершении проверки работниками Роспотребнадзора должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты и приложено экспертное заключение о качестве воды. Далее Роспотребнадзор обяжет устранить причину подачи некачественной воды УО или РСО в зависимости от того, кто виноват.

Еще один орган, куда можно обратиться в случае бездействия УО – это ГЖИ. Так, если УО не реагирует на ваши обращения, необходимо обратиться в ГЖИ с жалобой на нарушение лицензионных требований со стороны УО. Содержание жалобы о порядок направления в ГЖИ то же, что и для жалобы в Роспотребнадзор.

Важно: деятельность ТСЖ и кооперативов, управляющих МКД, не лицензируется, поэтому ГЖИ может провести в отношении этих организаций внеплановую проверку соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, выполнения требований к предоставлению коммунальных услуг в МКД.

На основании обращения орган ГЖИ организует внеплановую проверку и в случае выявления нарушения привлечёт УО к административной ответственности.

2. Потребовать перерасчет

На основании акта, составленного сотрудниками проверяющего органа, нужно потребовать перерасчет коммунальных платежей. Подробнее об этом читайте в пункте ниже.

Если ваши действия оказались безрезультатными, собирайте необходимые документы и обращайтесь в суд.

Право на перерасчет

В силу пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 – далее по тексту Правила № 354):

исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Вместе с тем, мы рекомендуем обратиться к организации, предоставляющей коммунальные услуги, с заявлением на перерасчет размера платы, приложив доказательства предоставления некачественной услуги и расчет такой суммы.

Если исполнителем коммунальных услуг является РСО и нарушение качества коммунальной услуги возникло во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу производится в обычном порядке, однако УО затем компенсирует РСО ее убытки.

Но если описанная ситуация произошла в доме с непосредственным управлением, то снижения платы за коммунальную услугу не будет, а убытки потребители могут потребовать с лиц, привлеченных собственниками помещений в МКД для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Сумма перерасчета

Согласно п. 101 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества первоначально в общем порядке с учетом объема фактически предоставленной коммунальной услуги определяется размер платы за такую коммунальную услугу. Затем полученный результат уменьшается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.

При наличии счетчика расчет осуществляется следующим образом:
Берутся показания счетчика из акта об устранении причин ухудшения качества воды и вычитаются показания счетчика из акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Разница умножается на тариф, результат является суммой перерасчета

При отсутствии счетчика сумму перерасчёта можно рассчитать с использованием квитанции за прошлый месяц. Нужно поделить сумму, указанную в ней на количество дней в прошлом месяце и умножить на количество дней предоставления некачественной коммунальной услуги в текущем месяце. Так получаем сумму перерасчета.

Правила № 354 дополнительно указывают на возможность расчета продолжительности некачественной коммунальной услуги с момента регистрации сообщения потребителя об этом в журнале сообщений аварийно-диспетчерской службы УО, ТСЖ или ЖСК. Также продолжительность некачественной коммунальной услуги может отсчитываться от момента обнаружения самой УО или РСО нарушения в оказании услуги. И тогда перерасчет суммы размера платы за коммунальные услуги будет осуществляться иным образом.

ВАЖНО: потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек в размере, указанном в Законе «О защите прав потребителей», например в случае, если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг. Иные случаи указаны в пункте 157 Правил № 354.

Доказательства

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 № 22 факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио и видеозаписями, заключением эксперта).

Таким образом, при обращении к организации, предоставляющей коммунальные услуги, с заявлением на перерасчет, желательно приложить максимум имеющихся доказательств.

В случае отказа в перерасчете заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

#жкх #перерасчет #водоснабжение #мкд #управляющаякомпания

При возникновении вопросов и затруднений в составлении необходимых документов обращайтесь к нам.