Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Как и когда Кожедуб начал воевать с американцами?

И.Н. Кожедуб
И.Н. Кожедуб

Самый первый воздушный бой между советскими и американскими летчиками произошел в небе Югославии еще в годы войны - в 1944 году.

Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

А в 1945-м с американскими ВВС впервые столкнулся наш лучший воздушный ас - гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.

За два года войны (1943-1945) он совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 64 самолёта противника. Есть в его копилке времен Второй Мировой войны и Корейской войны еще несколько сбитых, но не учтенных истребителей - из состава американских ВВС.

По данным ряда исследователей, Иван Кожедуб сбил пять самолетов, которые принадлежали военно-воздушным силам США.

Первые два он "завалил" 22 апреля 1945 года (по словам самого И.Н. Кожедуба - 17 апреля) (1). Это были американские "Мустанги" (Р-51).

North American Р-51d Mustang
North American Р-51d Mustang

То ли неопытные, то ли зарвавшиеся "союзнички" попытались атаковать Ивана Кожедуба в небе Берлина.

Основания говорить о зарвавшихся янки имеются. 5 июня 1945 года Д. Эйзенхауэр, с группой своих генералов посетил в Берлине маршала Г.К. Жукова. Был среди них и командующий американскими ВВС Карл Спаатс.

Вот как описал эту встречу Г.К. Жуков:

"Вначале беседа шла вокруг минувших событий. Д. Эйзенхауэр рассказал о больших трудностях при проведении десантной операции через Ла-Манш в Нормандию, сложностях по устройству коммуникаций, в управлении войсками и особенно при неожиданном контрнаступлении немецких войск в Арденнах.

Переходя к делу, он сказал:

— Нам придется договориться по целому ряду вопросов, связанных с организацией Контрольного совета и обеспечением наземных коммуникаций через советскую зону в Берлин для персонала США, Англии и Франции.

— Видимо, нужно будет договориться не только о наземных коммуникациях, — ответил я Д. Эйзенхауэру, — придется решить вопросы о порядке полетов в Берлин американской и английской авиации через советскую зону.

На это генерал Спаатс, откинувшись на спинку стула, небрежно бросил:

— Американская авиация всюду летала и летает без всяких ограничений. 

— Через советскую зону ваша авиация летать без ограничений не будет, — ответил я Спаатсу. — Будете летать только в установленных воздушных коридорах.

Тут быстро вмешался Д. Эйзенхауэр и сказал Спаатсу:

— Я не поручал вам так ставить вопрос о полетах авиации"[2].

Как видим и сама беседа и наглый тон Спаатса имели место через полтора месяца после описанного инцидента. И не исключено, что это столкновение в воздухе между советскими и американскими летчиками было неединичным...

Слева-направо: фельдмаршал Монтгомери, генерал Эйзенхауэр, маршал Жуков и генерал Латр де Тассиньи. 5 июня 1945 г.
Слева-направо: фельдмаршал Монтгомери, генерал Эйзенхауэр, маршал Жуков и генерал Латр де Тассиньи. 5 июня 1945 г.

Итак, 22 апреля 1945 года состоялась одна из первых встреч И.Н. Кожедуба в воздухе с американскими бомбардировщиками. Тогда он пытался защитить их от немецких истребителей.

Иван Никитович с августа 1944 года являлся заместителем командира 176-го гвардейского ИАП. У этого полка, вооружённого истребителями Ла-7, был особый статус – полк свободных охотников и подчинялся он непосредственно командованию ВВС Красной Армии.

22 апреля, через пару секунд после того как Кожедуб заградительной очередью отогнал от американских бомбардировщиков два "мессершмитта", его Ла-7 был атакован американскими же истребителями прикрытия типа "Мустанг". Им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из "Мустангов" разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

И.Н. Кожедуб вспоминал:

«Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) - в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно - самолёт взорвался в воздухе...

Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным - я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число" - думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом... Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба...».

Командир авиакорпуса генерал Е.Я. Савицкий, просмотрев проявленные фотопленки ФКП (фотокинопулемет), сказал тогда: "Эти победы - в счёт будущей войны".

Кадры, зафиксированы ФКП
Кадры, зафиксированы ФКП

Что касается еще одного воздушного боя нашего аса с американцами - в начале мая - то документальных подтверждений этому нет. И сам Кожедуб об этом ничего не писал и не говорил. Якобы, Иван Никитович, выполняя приказ любой ценой воспрепятствовать бомбометанию американских «летающих крепостей», вошедших в зону советской оккупации Германии, сбил три американских бомбардировщика.

Не знаю, может так и было...

(1)Кожедуб И.Н. Верность Отчизне. Ищущий боя. Предисловие Н. Бодрихина. М. Яуза, Эксмо, 2013.

(2) Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971.