В конце XlX века у успешного московского адвоката Юрия (Урия) Александровича Кагана и Елены Юльевны Берман, с разницей в пять лет родились две девочки.
Две сестры, которым по прошествии определённого количества лет, предстоит ознаменовать собой определённый этап в жизни известных людей того времени. Не только Российской, но и мировой истории.
Младшая звалась Элла Юрьевна Каган. А старшая, наиболее для нас известная, Лилия Юрьевна Каган.
Не скрою, некоторые из вас недоуменно пожмут плечами и зададутся вопросом - а кто это?
А так - Лиля Юрьевна Брик? Ну вот, так бы и говорили - скажете вы и будете определённо правы.
При упоминании этого имени сразу все пространство заполняет собой Маяковский. Да, вроде бы, и все...
А ещё некоторые подробные детали их совместного жития втроём, где неугомонная Лиличка держала под каблуком и мужа своего Осипа и ВолодИчку. Ограничивая его свободу передвижения тотальным семейным диктатом.
Ведь как ни крути, а они и были семьей и, действительно, проживали втроём.
Но вот практически и все знания, которые из века ХХ, тихо переползли в век XXl, ну по крайней мере у меня. Благо в школе на этой фигуре внимания не заостряли, а интересоваться и помимо Брик было кем.
Так что же стоит за этим именем - Лиля Брик? Ей приписывают много чего: и хорошего, и плохого. И в том, что она помогла становлению Маяковского как поэта, и виня её в смерти Володи, как человека.
Она была необыкновенно одарена. Со знанием нескольких языков, Лиля была необычайно деятельна и энергична. Брики имели поэтический салон, куда приходили известные художники и поэты того времени.
Лиля была не красавицей и мало того, по словесным портретам очевидцев была коренаста, не высокого роста, с короткими ногами и пухлыми щеками.
В общем, очень далёкой от стандартов красоты даже того времени.
И правда, посмотришь на фотографии Лили тех лет и ужаснешься... И как говорят сейчас - "обнять и плакать".
Но, видимо, секрет обаяния и шарма этой женщины заключался совсем в другом, нежели внешность. Поверьте, даже красота бывает непривлекательной, если человек лишён тепла и сердечности. А в Лиле Брик темперамента было в излишке, жизнь била в ней ключом.
Она вовлекала в этот в круг огромное количество людей, очаровывая и завлекая их своим умом и харизмой, как сейчас сказали бы.
И действительно, её писали художники, ей посвящали стихи, она воистину была музой русского авангарда.
Вся творческая богема была у ног этой яркой женщины. Добавим к тому же, что она была невероятной модницей. Одевалась у известных французских кутюрье, благо сестра - Эльза Триоле - уже к тому моменту жила во Франции и могла поставлять Лиле заграничные обновы.
Она являлась эталоном моды и знаменитой хозяйкой литературно-художественного салона.
И вот где-то в годах 14-15-х тогда ещё просто Элла Каган привела и познакомила со своей сестрой Володю Маяковского. Тогда они "ходили" вместе, но после знакомства с Лилей, Володю и Эллу стала связывать лишь дружба. Потому как увидев Брик, Маяковский, как и все, мгновенно поддался очарованию этой женщины. И весь его мир, вся вселенная закрутилась только вокруг неё.
Ну а затем и наступает эта тема, которую муссируют до сих пор. Тема взаимоотношений, далеко не простых. И роман, который продлится 15 лет, вплоть до смерти поэта в 1930 году.
Известны доподлинно слова, которые Лиля поведала в свое время Вознесенскому. "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал..."
Вот так, не больше и не меньше...
Но Маяковский и любил такую Лиличку с хлыстом. Как-то в связи с этим она неоднократно поминала: "чтобы у ВолодИчки получалось писать, его необходимо было заставлять страдать и почаще унижать".
Но ведь при таком раскладе и Маяковский никуда не убегал. Видимо, ему нравилось так жить. Или его держали на короткой привязи?
Ведь по сути Брики жили за счёт поэта. И конечно, нельзя скидывать со счетов ту славу Маяковского, в тени которой они и прибывали. Лиля ревностно охраняла это житие-бытие и менять ничего не давала.
В какой-то момент у Маяковского, как и у Бриков на стороне появлялись новые увлечения. Но отпускать Володю с короткого поводка Лиля не собиралась.
Некоторое время Маяковский был отчаянно влюблен в Татьяну Яковлеву и очень хотел начать новую жизнь со своей возлюбленной.
Но для Лили потеря звёздного статуса музы великого поэта и хорошего материального положения означало бы полный крах. Она и в этой ситуации сделала все для своего незыблемого положения.
С помощью сестры она состряпала письмецо, якобы от Яковлевой, что та выходит замуж и просит поэта её забыть.
Вообще, отношения Маяковского и Татьяны Яковлевой - отдельная тема. Эта страница жизни поэта до конца не изучена и полна трагичности и тайн.
1930 год складывался для поэта крайне неудачно. Разрыв с Яковлевой, травля Маяковского в печати, провальная выставка. Возможно, скорой смерти Владимира послужила и ещё одна, последняя, любовь поэта к Веронике Полонской.
Она была замужем, а он отчаянно её уговаривал бросить мужа немедленно. Но Полонская сомневалась.
В общем, все это привело к самоубийству поэта. Расследование вело ОГПУ, которое слишком быстро закрыло дело.
Курировал его видный чекист Яков Агранов, у которого на тот момент был роман с Лилией Юрьевной Брик.
Агранова называли палачом русской интеллигенции. На его совести убийство другого знаменитого поэта - Николая Гумилева.
Лиля и Осип, которые развелись к тому времени, после смерти поэта не изменили своего решения жить вместе. Маяковский застрелился в апреле 1930 года. А уже осенью в квартиру въехал новый муж Лилички - молодой военачальник Виталий Примаков.
Летом 1937 года его расстреляли, а уже осенью Лиля со своим новым спутником Василием Катаняном укатила в Коктебель.
Ну и надо ли говорить, что главной наследницей всего поэтического труда Маяковского стала Лилия Юрьевна Брик. За два дня до самоубийства поэт написал письмо - завещание.
В нем говорилось:
"Товарищ Правительство! Моя семья это - Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если устроишь им сносную жизнь - спасибо..."
Не известно, что досталось родне Маяковского. Полонскую Лиля устранила с дороги, а сама стала распоряжаться и публикациями и гонорарами.
Лилия Юрьевна Брик покончила жизнь самоубийством в возрасте 86 лет, после того как сломала шейку бедра. Она не посчитала нужным влачить жизнь будучи полностью обездвиженной.