Найти в Дзене
Valery Sannikov

Вера и правда. Современное понимание.

Две русские скрепы - вера и правда – тесно переплетены между собой. Это два встречных движения в одном канале, связующем человека с Богом и его силой. Вера – признание Бога и его всемогущества, посыл от человека к Богу о готовности быть в Его сфере и соблюдать Его правила, обращение к Богу за защитой в земной жизни. Бог есть. Правда – ожидание обязательного ответа от высшей силы в виде заступничества, помощи и неминуемой справедливой кары для притеснителей. Бог всё видит. Бог заступится. В новом масштабном миропонимании обе эти исторические скрепы не исчезли (да и не могут исчезнуть), но подлежат осторожному выходу из религиозной сферы. Православное мировоззрение словно скорлупа сохранила для нашего современного общества главную суть этих скреп – независимо от конфессиональной принадлежности и отношения к религии любой адекватный человек на Земле верит в силу добра и ждёт справедливого к себе отношения. Вера. В Русском царстве, в старой России, не
Оглавление

Две русские скрепы - вера и правда – тесно переплетены между собой. Это два встречных движения в одном канале, связующем человека с Богом и его силой.

Вера – признание Бога и его всемогущества, посыл от человека к Богу о готовности быть в Его сфере и соблюдать Его правила, обращение к Богу за защитой в земной жизни. Бог есть.

Правда – ожидание обязательного ответа от высшей силы в виде заступничества, помощи и неминуемой справедливой кары для притеснителей. Бог всё видит. Бог заступится.

В новом масштабном миропонимании обе эти исторические скрепы не исчезли (да и не могут исчезнуть), но подлежат осторожному выходу из религиозной сферы. Православное мировоззрение словно скорлупа сохранила для нашего современного общества главную суть этих скреп – независимо от конфессиональной принадлежности и отношения к религии любой адекватный человек на Земле верит в силу добра и ждёт справедливого к себе отношения.

Вера.

В Русском царстве, в старой России, несомненно, превалировала восточная христианская вера. Она явилась долговременной религиозной скрепой государства. Эта вера, исторически выраженная как русская православная, сегодня вполне способна расширить рамки нашего человеческого понимания до глобального гуманистического надрелигиозного уровня -

общая вера в доброе начало и его силу.

Да, пока наверное сложно принять православное вероучение и все аспекты византийского христианства, веками помогавшего становлению, расцвету и могуществу нашей страны, только как один из кирпичиков нашего единения. Будучи причастным к истории России и глубоко уважая роль православия в ней, я понимаю, что нынче невозможно оставить русскую веру только в рамках религии. На сегодняшний день православие не является объединяющим фактором для всей России. Оно даже не является скрепой для всех великороссов. И по сути в большой России никогда не было единой общей веры в плане религии. Да и само понятие веры сегодня требует расширенной трактовки.

Стоит отметить, что

вера как полноценное понятие гораздо шире религиозной составляющей.

Сегодня человек вправе сам решать, кого\что он примет за центр своего мировосприятия и кому\чему припишет обладание высшей силой. Тем не менее адекватный человек обязан даже на уровне инстинкта самосохранения понимать, что

главное в вере не имя высшей сущности, а её доброе начало.

И если в основе центра силы, выбранного для веры, лежит антигуманная, расчеловечивающая суть, то с такой верой и с такой сутью надо всемерно бороться и отстраняться от её влияния.

Среди наших граждан помимо православных существует большой процент людей, принадлежащих другим конфессиям. Есть определённый процент неоязычников, неверующих (считающих себя таковыми). Сегодня в России официально закреплена поликонфессиональность (свобода выбора и многообразие вероисповеданий) – оптимальная внешняя оболочка для мирного сосуществования разных религий в федеративном государстве. Но наличие даже двух конфессий уже внешне разделяет веру.

Чтобы в наш век заявить веру как скрепу для всех, необходимо поднять её над религиями.

К сожалению, даже сегодня обычный человек, так или иначе примыкая к определённой конфессии или религиозному течению (если он верующий), соотносясь с каким-либо мировоззренческим учением, опираясь на определённый моральный или нравственный кодекс, соблюдая некие гуманистические принципы, не всегда способен понять, что любой достойный путь, выбранный им из множества, духовно приводит его к некой большой всеобъемлющей сущности, поддерживающей общий порядок и не дающей человеку упасть. Разный угол зрения, отношения и принятия (вера) не меняет положение и состояние мироначала (сущности) и самого мира, т.к. человек, являясь лишь микрочастью вселенной, не в состоянии охватить своим пониманием её общую целостность. Попытки людей объяснить высшую сущность и установленный ею вселенский порядок всегда будут субъективны и противоречивы.

Но разделяющая верующих людей обрядовость по религиям, по религиозным ветвям, по раскольническим сектам, кажущееся отстранение атеистов и прагматиков от темы верования, все их полемические войны, конфликты и споры никогда не смогут обнулить основную суть –

человек нуждается в некой сакральной неощущаемой опоре.

И признавая её существование (Бог, Аллах, Космос, Разум, Природа, etc.), каждый верит, что она несёт в себе добрую силу и не оставит его в трудный час.

Именно поэтому современная российская скрепа веры должна стать надрелигиозной и выразиться как духовная общая вера в силу добра.

Т.о. на сегодня объединяющая нас (и не только россиян) скрепа веры представляется мне как

признание существования общего высшего начала, обладающего доброй силой.

-2

Правда.

Историческая русская правда с призванием Бога к вмешательству в неправедные земные дела – такая же вечная тема. В религиозном православном смысле она не изменилась. И тысячи верующих ортодоксальных христиан продолжают уповать в своих молитвах на Божественную защиту. Но современная расширенная трактовка этой скрепы должна быть представлена так –

признание существования высшей формы справедливости, защиты, суда и наказания.

Кто\что стоит за этой формой, какой сущности принадлежит право осуществления высшей судебной и карательной функции, как она выглядит и что из себя представляет – решает каждый из нас в зависимости от выбранной религии, учения, нравственного пути. Однако каждый человек признаёт, что настоящую защиту, суд и возмездие может совершить только эта вселенская сущность, т.к. именно она обладает карающей праведной силой. И только она расставит всё на свои места, воздав каждому из оказавшихся в земном конфликте по делам его.

Человек (примитивно) представляет себе высшее мироустройство (рай, вселенский миропорядок) как устойчивый баланс, как справедливое выравнивание, где нарушение баланса некими злыми силами (дьяволом, шайтаном, тьмой, агрессивной средой) неизменно восстанавливается превосходящими силами, присущими высшему доброму началу.

Инстинктивно желая такого же справедливого мироустройства и на земле, человек проецирует на свою жизнь возможные идеальные(?) взаимоотношения, которые в первую очередь рассматриваются как восстанавливающие нарушенную справедливость. Сравнивая земную реальную ситуацию с представляемой (пусть не всегда возможной) идеальной и видя их явное несоответствие, человек призывает высшую сущность к вмешательству, к проявлению правды на своём личностном уровне. Даже через противопоставление земному правосудию, даже через несогласие с религиозными канонами.

-3

Правда – высшая форма справедливости, её проявление, её рамки. Нарушение правды всегда временно. Восстановление правды неизбежно.

Связка высшая сущность ® добрая сила ® восстановление справедливости остаётся неизменной формулой правды.

Как ни странно, алгоритм обретения высшей правды прост и универсален для любого субъекта земных отношений, попавшего в жёсткую ситуацию. Поверьте, несносная обстановка угнетения и крайней несправедливости может возникнуть как для любого из нас, так и для группы людей, для целого народа, ассоциации, государства и континента.

1. Неудача в поисках земной правды.

Человек был ущемлён (мнимо или действительно) в своих земных правах и не добился их восстановления по земным законам. Он не единожды пытался найти справедливость у власти, защиту в суде, спрашивал совета у других людей, взывал ответчика к совести и покаянию, ждал, старался смириться с унижающей его ситуацией, боролся всеми разрешёнными способами со своей бедой. Бесполезно.

2. Поиск высшей правды.

Наконец, потеряв веру в людей и в земную справедливость (в правосудие, в договороспособность), человек начинает искать поддержку в ином, более широком, нежели физическое и материальное, измерении. Первое, на чём он сосредоточивает внимание – это его духовная опора, та высшая сущность, в которую он верит.

3. Обращение за высшей защитой.

В поисках правды человек обращается к единственной и последней инстанции, которой он доверяет и на которую уповает - к Богу или к какой-либо высшей сущности. Человек молится, совершает намаз, ищет ответ в мудрых книгах, в нравственных (уже не юридических) кодексах, тем самым укрепляя свои иссякающие силы, восстанавливая свой разрушенный внутренний баланс и душевное равновесие.

4. Ожидание.

Поверив свою защиту высшим силам, человек перестаёт сопротивляться, отстраняется от самозащиты и ожидает, что правда восторжествует – заступничество свыше придёт, сила добра восстановит порушенную земную справедливость, суд и кара небесная неизбежны. Человек ждёт и надеется на проявление высших сил. Смиренное ожидание высшей правды – самая неопределённая фаза человеческого поведения. Ожидая защиты свыше, человек замирает внешне, но его внутреннее состояние начинает меняться в зависимости от характера человека и множества окружающих факторов.

Он может начать сомневаться в своём ожидании. Он ищет знаков свыше, уговаривает себя не спешить с выводами, обдумывает ситуацию и взвешивает.

Он может укрепиться духом, осознав, что правда на его стороне и он не бессилен.

5. Принятие решения.

По достижении критического временного отрезка либо усиления давящих обстоятельств человек принимает решение.

А. Отказ от борьбы, смирение и подчинение обстоятельствам.

Иногда только ожидания высшей правды достаточно, чтобы человек остался покорен обстоятельствам. Оставление себя в покорстве – тоже решение. Успокаивание себя, что настоящая правда всё-равно проявится (даже через много лет, даже после смерти обиженного или обидчика), делает человека долготерпеливым, пассивным к дальнейшей борьбе. К страху земного ослушания, начальственного гнева прибавляется страх, что за строптивость накажет Бог.

Русское религиозное смирение при жёсткости властного управления удивляет и обескураживает. Поиск высшей правды, ожидание заступничества с небес и неминуемого возмездия за неправедные дела мало способствовали возникновению чётких правовых взаимоотношений с власть предержащими. Бог терпел и нам велел.

Одной из форм смирения выступает оправдание своей пассивности. Уклонение от борьбы за свои права (на Бога уповаю), даже просто попытка поставить себя выше обидчика и угнетателя в моральном, интеллектуальном, духовном плане (имею достоинство) оставляет человека в статусе проигравшего. Бегство в казаки, смена жительства, переезд – это тоже смирение с невозможностью сопротивления.

Но отказ человека от борьбы не умаляет его понимания, что справедливость существует и её восстановление неизбежно. Бог всё видит. Правда есть.

Б. Объявление себя орудием высшей правды.

Уверившись в своей правоте, отчаявшийся человек дерзает объявить себя вершителем правды, её восстановителем. Он не подменяет собою Бога или иную высшую сущность. Он гласно или негласно объявляет себя лишь орудием высшей правды, исполнителем высшей воли.

С точки зрения юридического права, принимающего сторону давления той земной инстанции, которая уже вынесла свой вердикт, такой человек всегда будет преступником, т.к. он уже готов совершить деяние, противное принятым земным законам. Такой человек может быть объявлен и вероотступником, если не подчинился законам церкви, объявившей себя единственной толковательницей божьих заветов.

Но что делать тому, кто неправедно стал или был назван изгоем? Сдаваться или бороться? Бороться! Для человека, объявившего себя орудием правды, скомпрометировавшие себя земные судебные, церковные и прочие инстанции перестают быть последними, их законы для него уже не писаны.

6. Борьба за справедливость.

Усталость от вечного ожидания, что правда восторжествует, неоднократно выливалась в русский бунт – самую крайнюю и страшную форму защиты своих прав. Можно ли судить людей, не достучавшихся до земной власти и взявших подобие правосудия в свои руки? На бога надейся, а сам не плошай.

А что делать целой стране, оказавшейся под крайним внешним давлением? Сдаться агрессору или дать отпор? Вечно смиряться, отступать или отвечать на вызов?

Русское долготерпение небезгранично. И когда власть и народ, государство и общество, вдруг осознав угрозу уничтожения или распада России, объединяются в патриотическом порыве – начинается отечественная война, война освободительная.

Такая очищающая миссия касается всех цивилизационных аспектов – физического и нравственного освобождения, защиты и восстановления исторической памяти и справедливости, вооружённого миротворчества за пределами страны и т.д. и т.п. Бог в правде. В правде наша сила. Победа будет за нами. Защитим землю Русскую.

Именем веры и правды невозможно прикрыть агрессию. Осознанное объявление себя орудием правды и деяние по восстановлению справедливости – это всегда ответная реакция, всегда контрдействие на глубокое и неправедное действие.

7. Итог.

А. Статус-кво и ухудшение положения.

Отказ от сопротивления и защиты нарушенных прав часто побуждает обидчика на повторение, возобновление неправедной ситуации. Конфликтная история не затихает, а наоборот, усиливается, ухудшая положение. Человек (народ, страна) низводится до состояния полного бесправия.

Б. Уничтожение.

Правда может быть не восстановлена, бунт подавлен, война проиграна, человек уничтожен. Превосходящая агрессивная сила подавила все способности и возможности сопротивляться. Тотальное уничтожение не обязательно может стать физическим, слом и переформатирование базовых ценностей подчас оказываются гораздо страшнее.

В. Восстановление справедливости.

Одно из наиболее духоподъёмных человеческих состояний. Правда, победы которой человек добился, опираясь на веру, понимается им как восстановление справедливости силами добра, принадлежащими высшей сущности. К этим несущим правду силам он безоговорочно относит и себя. За Родину. С нами Бог. Наше дело правое.

Человек, чувствующий себя божественным (иным высшим) провидением, неотъемлемой частью доброй силы, способен во имя торжества правды пойти на подвиг и на смерть. Это не фанатизм, а убеждённость в правоте совершаемого им дела, в необходимости восстановления справедливости, в победе правды.

-4

Высшую правду невозможно уложить в юридические нормы и расписать на статьи. Общество и мир ежесекундно меняются. Но пытаться приближать земное право к высшей правде, а по сути подтягивать, приподнимать юридический уровень до уровня нравственного – необходимая задача.

Конечно, такое современное видение веры и правды лишь единичная точка зрения. Приму к рассмотрению и обсуждению иные варианты этих скреп и надеюсь, что российская мировоззренческая школа всё-таки сформулирует настоящие объединяющие основы нашего общества и пути его развития.