С чем у вас ассоциируется любовь? Любовь -- это счастье? Любовь -- это благо, это высшая ценность, к которой стремится каждый человек в своей жизни? Любовь -- это нежность, забота, уют родного дома? Любовь -- это безусловное, то, на что имеет право каждый человек по праву своего рождения? Любовь -- это дни, наполненные радостью и гармонией, когда просыпаешься каждый день с улыбкой, зная, что вновь увидишь любимого человека? Любовь -- это когда ничего не жалко для любимого человека? Любовь -- это покой и безмятежность души?
Или, напротив, любовь -- это страдание? Любовь -- это зависимость, как дурманящий наркотик, из-за которого теряется рассудок? Любовь, делающая слабым самого сильного, дураком самого умного, беспомощным самого могущественного? Невозможная любовь, неразделенная любовь, жертвенная любовь, любовь-созависимость? Любовь, которая сбивает с ног, с ориентира намеченного пути, заставляет совершать безумные поступки в порыве страсти к объекту вожделения.
И эти два диаметрально противоположных описания про одно и то же чувство -- Любовь. Парадокс, не правда ли? Любовь-нежность, любовь-привязанность, любовь безусловная, материнская, отцовская, братская, сестринская или детская, любовь к родному дому, к Родине, к делу своей жизни -- на одной чаше весов. А на другой -- любовь-страсть, дикая и необузданная, зависимость, пьянящий восторг, обожествление и идеализация объекта любви, перед которым все остальные просто меркнут, вспышка, вихрь, безумие. И именно про этот, второй тип любви был снят шедевральный фильм "Горькая луна" 1992 г. режиссером Романом Полонски, фильм, который можно пересматривать бесконечное множество раз, обнаруживая раз за разом новые психологические смыслы.
Секрет успеха данной кинокартины прост: во-первых завлекающий сюжет фильма:
Случайная встреча ранним весенним утром в парижском автобусе на всю оставшуюся жизнь определила судьбу Оскара и Мими.
Их не интересовали романтичность и возвышенная любовь - они хотели исследовать свою страсть. И они исследовали друг друга и себя до полного саморазрушения.
Здесь и "любовь с первого взгляда" -- мимолетная встреча с красавицей в автобусе, чьи глаза пленяют немолодого писателя-неудачника, и он начинает судорожно искать ее по всему городу. Не встретив ее вновь на том же маршруте автобуса, курсирующего по центру Парижа, он уже было опускает руки, готовый ввязаться в мимолетную интрижку с первой попавшейся в поле зрения продавщицей магазина одежды, и приглашает ее на свидание в кафе, как вдруг... Сидя за столиком в кафе со своей новой пассией, писатель встречает свою Музу, которая обслуживает столики. Юная танцовщица вынуждена подрабатывать официанткой, чтобы свести концы с концами. Оскар подбегает к ней и судорожно приглашает на свидание, у него подкашиваются ноги от волнения.
Начинается новый период в его и ее жизни. Он берет ее в свою квартиру (вполне приличную парижскую квартиру для писателя-неудачника), она становится целиком и полностью зависима от него, а он от нее. Сначала их сносит безудержный ураган страсти, они проводят дни напролет в своей квартире, не в состоянии удовлетвориться друг другом. Они разжигают эту страсть до предела, но когда этот предел наступает, их чувства со скоростью света начинают скатываться вниз, когда, насытившись друг другом, они начинают раздражаться друг на друга и даже прибегать к физическому насилию, пытаясь разжечь огонь влечения вновь. Перемена просто разительна: начинаются упреки и скандалы. Она упрекает его в несостоятельности, он же напоминает о том, что он ее приютил, пригрел и обеспечил самым необходимым, словом спас из нищеты. Здесь налицо все признаки любви-зависимости, хотя, возможно, слово любовь здесь будет звучать пошло: поначалу это все напоминает дьявольское искушение, помешательство и животную похоть. И этот безумный вихрь начинает потихоньку убивать героев. Они начинают ненавидеть друг друга, он прогоняет ее из квартиры, через некоторое время она на коленях стоит у порога его дома, умоляя вернуться, потому что жить она без него не может. Она готова делать для него все, что угодно, терпеть любое отношение к себе, лишь бы быть рядом. Начинается ее саморазрушение.
Итак, два безумца продолжают существовать вместе. Он пользуется случаем и превращает ее жизнь в сущий кошмар. Как писал Сартр в пьесе "За закрытыми дверями", -- "Другой человек -- это ад". Переиначим эти слова в отношении этого фильма: "Жизнь в созависимости -- это ад". Они уже давно не любят друг друга, но почему-то не могут друг друга отпустить. Он демонстративно начинает ходить налево, а она ждет его чуть-ли не с тапками в зубах, теряя свою красоту и привлекательность с каждым днем. Она ненавидит его и себя за то, что уже не так желанна в его глазах, но всеми силами хочет быть рядом, лишь бы не остаться одной. Но если на этом этапе фильма кажется, что она настоящий мазохист, раз терпит такие унижения, то рано так думать. Вскоре их роли поменяются, ведь в конце фильма он предстаёт зрителю в инвалидном кресле (как так получилось -- спойлерить не буду), и вот уже она восстает из пепла и обретает над ним власть. Теперь уже он зависим от нее, а она становится его сиделкой и мучительницей.
Итак, что же мы видим? Разве это любовь? Это союз двух созависимых, инфантильных и социально не реализовавшихся людей, которые мучают друг друга, потому что им больше заняться по жизни, они ставят друг над другом эксперименты, которые приводят лишь к тупику. Если бы у обоих был круг общения, работа, хобби и другие атрибуты личного пространства, мы бы увидели историю с хеппи-ендом. А так, история в духе "Люби меня, мразь" -- интересный материал для психоаналитика и даже психиатра, это настоящая болезнь, прогрессирующая, как мы видим, с каждым днем. Конечно, подобные истории в жизни бывают, хоть и с меньшей степени драматизма. Есть и женщины, которые терпят любые издевательства и унижения мужчины, любой абьюз, лишь бы быть с мужчиной, быть как все, саморазрушаясь тем самым, теряя свое женское "Я". Есть и мужчины-инфантилы, которые хотят только недоступных им женщин, а, заполучив их, быстро теряют к ним интерес, как бы наигравшись ею, и требуют новую "игрушку". Есть и нарциссы, которые видят в глазах остальных только преклонение перед собственной уникальностью и превосходством, а остальные их не интересуют. В образе этих героев смешались все приведенные качества, и получился микс, рушащий жизни других людей и самих героев.