Понимание феодализма в современной исторической науке уже вышло далеко за пределы марксовой пятичленки, которую нам вдалбливали в школе и до сих пор не забывает Клим Ссаныч. Кстати, сам концепт феодализма авва Маркс почерпнул у Тьера и Гизо, французских национал-либеральных историков и видных политиков Июльской монархии. Они писали даже о "феодальной революции IX века".
Понимание это стало двояким - с одной стороны, в широком смысле это политико-социальное устройство аграрных цивилизаций в целом, как его понимает, например, Юрий Кобищанов, в узком - вариант общественного устройства Высокого Средневековья Западной Европы. Эталон "узкого" - Франция примерно с X по XIII века включительно. К "широкому" относятся и те общества, которые Маркс считал рабовладельческими.
Вообще сам концепт рабовладельческого строя одно из самых слабых мест его построений, поскольку реально важную роль в экономике рабы играли буквально несколько веков в античном Средиземноморье, а преобладающую - разве что в Афинах и Риме (в городе, не в империи). Но в целом основа античной республики - гражданин, свободный домохозяин, чаще всего крестьянин.
Основа феодализма в узком смысле, сформировавшегося в распадающейся империи Каролингов - сращивание публичной власти и частной собственности с делегированием их от монарха к нижестоящим этажам феодальной иерархии, которые получают право одновременно и на получение доходов с податного населения, и на отправление власти над ними. При этом естественно было появление наследственной землевладельческой знати с юридически закрепленными привилегиями.
Противоположный полюс - бюрократическая система, которая бытовала в древневосточных обществах или у инков, но наибольшее развитие получила в Китае при династиях Хань, Сун и Мин. Здесь налоги собирались централизованно, и через неё распределялись среди господствующего слоя чиновников, тратились на двор и регулярную армию.
Третий вариант, полисное или республиканское правление, являющее собой племенную военную демократию, приспособленную к развитому аграрному обществу, достиг расцвета в античности, но и в Средневековье встречался в виде городских республик Северной Италии, в крестьянских республиках Фрисландии, Исландии, лесных кантонов Швейцарии.
Но такие чистые варианты, как в Китае времен имперских расцветов и посткаролингских Франции с Германией встречались редко. Обычно имели место переходные варианты. Скажем, в России, Индии и на Ближнем Востоке преобладали сочетания феодального и бюрократического устроев, хотя Русь эпохи раздробленности и Северная Индия эпохи раджпутов были близки к феодальному идеалу.
Иберийские и южноитальянские монархии испытали большое влияние бюрократических Кордовского халифата (который начал феодализироваться на пиренейской почве - и не выдержал этого) и Византии соответственно. Соотношение федализма и бюрократии в Византийской и Османской империях - отдельный вопрос. Такое впечатление, что при Комнинах и Ангелах империя крайне неудачно проходила феодализацию, затем подьем Османов означал "восточнобюрократическую реакцию", а после Сулеймана Кануни пошло по новой.
Скандинавия и Шотландия, как Киевская Русь - представлены фодальными монархиями, сохраняющими элементы племенного устройства (особенно сильные в Хайленде и Норвегии), Ирландия и Уэльс до английского завоевания или Финляндия до шведского - наоборот, племенной строй с зачатками феодализма, а Речь Посполитая - микс феодализма и традиционной республики.
И если феодализм - это неизбежная форма политико-социальной организации аграрной цивилизации, то для индустриальной цивилизации (в который мы все ныне живем - несмотря на все фантазии про постиндустриализм, который на самом деле просто новая более сложная форма индустриальности, ну так и аграрное общество менялось) таковой является капитализм. Но как и феодализм он имеет очень разные формы. Есть классический западноевропейский вариант, а есть так называемый социализм - при котором средства производства и политическая власть не распределены среди автономных субьектов, а монополизированы государственно-партийной бюрократией.
И подобно тому как в Позднее Средневековье западноевропейские монархии, особенно в эталонных Франции и Англии, перешли от классического феодализма к абсолютизму, имеющему многие черты "восточного деспотизма", то есть бюрократического варианта феодализма, так и современный Запад, особенно Евросоюз, воспринял многие черты "социалистического" госкапитализма.
Вообще интересно поспекулировать на тему того, как особенности феодализма в той или иной стране вылились в те или иные особенности национального варианта капитализма. Особенно хорошо это видно по Скандинавии, России и Китаю.