Найти в Дзене
Книга мудрости

Софокл (ок. 496-406 гг. до н.э.)

Древнегреческий драматург. Один из трёх великих мастеров античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Евриепидом. Трагедии Софокла «Царь Эдип», «Антигона», «Электра» и др. - классические образцы жанра. Софокл избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм. Целиком дошли до нас трагедии «Аякс», «Царь Эдип», «Антигона», «Электра», «Филоктет», «Трахинянки». Мировоззрение философа отражает сложность и противоречивость античной демократии периода ее наивысшего рассвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «совместной частной собственности активных граждан государства», видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны, в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее проявлялась тенденция к ее высвобождению из полисных связей. Сюжеты и образы

Древнегреческий драматург. Один из трёх великих мастеров античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Евриепидом. Трагедии Софокла «Царь Эдип», «Антигона», «Электра» и др. - классические образцы жанра.

Софокл избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм. Целиком дошли до нас трагедии «Аякс», «Царь Эдип», «Антигона», «Электра», «Филоктет», «Трахинянки».

Мировоззрение философа отражает сложность и противоречивость античной демократии периода ее наивысшего рассвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «совместной частной собственности активных граждан государства», видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны, в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее проявлялась тенденция к ее высвобождению из полисных связей.

Сюжеты и образы Софокла использовались как в последующей античности, так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма вплоть до XX в. Глубокий интерес к творчеству драматурга проявлялся в исследованиях по теории трагедии (И.В. Гёте, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В.Г. Белинский). С середины XIX в. трагедии Софокла ставятся в театрах всего мира.

  • Блаженна жизнь, пока живёшь без дум.
  • Время открывает всё сокрытое и скрывает все ясное.
  • Великие дела не делаются сразу.
  • Дары врагов пагубны.
  • Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.
  • Лучше будь прост и честен, чем умён и лжив.
  • Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет.
  • Много говорить и много сказать - не есть одно и то же.
  • Мудрость - родная мать счастья.
  • Слушай и молчи.
  • Ум, несомненно, первое условие для счастья.

.