Найти тему
Аргументы недели

Мобилизационной должна быть экономика. И чиновники

Автор: Елена Головань

Вот мы говорим о мобилизации. В стране её как могут, так и осуществляют. Местами нормально, а порой и через те самые места, о которых в газетах не принято упоминать. Смотришь – и чуть ли не в каждом регионе перекосы. Забирают тех, кого нельзя. А тех, кого можно, и, главное, кто очень хочет, не берут почему-то. В общем-то, стандартная схема, когда за всевозможными списками, увы, людей не видно.

Примеров тому – масса. И когда забирают многодетных отцов, и врачей, которые куда полезнее были бы в больницах – а их куда-нибудь в мотострелки заталкивают. У нас вот, к примеру, в районе, загребли 48-летнего повара. Да, когда-то в армии он служил на границе обычным, рядовым солдатом. Забрали. А ещё одного, помоложе, но который прошёл от звонка до звонка всю вторую чеченскую и который только и мечтает о том, чтобы попасть на Донбасс, не пускают. Причём, мужик-то явно не простым рядовым по ущельям бегал – даже близким не рассказывает, через что прошёл – до сих пор связан неразглашением. Не берут, хоть ты тресни.

Конечно, где как проходит мобилизация. Где-то потенциальных бойцов разыскивают с привлечением каких только можно сил, а где-то военкоматы штурмуют приступом и только и слышится, как в Великую Отечественную: «Возьмите! Я Хочу! Я пойду!» Недавно посмотрела видео, снятое на подступах к военкомату в Чечне – нескончаемый людской поток, которому, кажется, конца и края нет. А перед посадкой в автобусы лезгинку танцуют. Да, конечно, горцы – народ особый – такое ощущение, что они вообще рождаются если не с автоматами, то с кинжалами точно. Но, кстати, и в других регионах смотришь на мужиков, которых вот-вот отправят кого на фронт, кого на переобучение, а потом, опять же на фронт… Спокойные, уравновешенные, уверенные в себе. И матерей с жёнами утешают – ну чего вы, мол, ревёте? Вернусь я. Куда денусь, а вот хоронить меня заранее не смейте!

И да, конечно, если брать в целом, то случаев ошибочной мобилизации на общем фоне, может, не так и много. Но и не мало, иначе не призывал бы президент военных хоть немного включить мозги и работать так, чтобы ошибочно мобилизационных не было, чтобы их не приходилось возвращать, тратя, кстати, на процесс перевозки туда-сюда бюджетные деньги.

Но вы меня извините, конечно. А почему президент должен исправлять косяки военкомов, которые отправили хрен знает кого хрен знает куда, и оправдываться за это перед населением? Нет, ну понятно, он за всё отвечает, но всё-таки неправильно это, на мой взгляд. А ещё мне кажется, что пора бы уже взяться и за военкомов, и за министров, которые хрен пойми что делают, надеясь на то, что президент у нас исключительно добрый – всё простит (вот это-то как мне кажется, и прилетает ему сегодня бумерангом). Сталин бы уже половину этой братии расстрелял, в том числе и представителей нашей, журналистской. Как-то озвучила эту свою мысль подруге – она мне говорит: «Лен, да ты посмотри, что сама пишешь, тебя бы за это при Сталине, который критику ох как не любил, давно к стенке поставили». Ну что ж, говорю, пусть бы и поставили, раз заслужила.

А на совет «не лезь»… всё-таки полезу, да. Ещё неделю назад, когда писала о том, что цены на военное обмундирование и всевозможные сопутствующие товары завышают настолько, что… Приводила в пример стоимость бронежилета, который стоил на момент моей публикации около 80 тысяч рублей (при «мирной» цене в 10 тысяч). Сейчас он уже 150 тысяч. Ну за несколько дней эдак в два почти раза вырос. Кстати, множество таких объявлений всплывают на авито, к примеру. И в связи с этим у меня вопрос? Скажите, а что мешает нашим правоохранителям обзвонить этих продавцов бронежилетов, жгутов и всего прочего со словами: «Ждите, за вами выехали».

А еще: можно ли как-то вообще законодательно ограничить продажу амуниции от частных лиц в то время, когда государство находится в состоянии войны? Ну, или, хорошо, СВО. Или ограничить возможность закупки частными лицами крупных партий подобного товара? Потому как наше государство и военные в частности сегодня явно не в бирюльки играют и не на пяльцах вышивают. Слышала от знакомого, у которого сын служит в элитных войсках – даже его всей семьёй собирали, покупая всевозможные противоосколочные очки и прочее, прочее, прочее… Ну извините, если такое практикуется даже в элитных войсках, то что говорить об обычной пехоте?! Так может, пора уже как-то навести порядок в этой сфере?

Конечно, мне могут возразить, что, мол, магазины, в том числе «Военторги» оказались не готовы к такому наплыву покупателей. Да и негде им этот товар взять, потому как производственные мощности тоже оказались не готовы.

Ну да, за почти семь месяцев-то нельзя было подготовиться, точно. Вот и всплывает на поверхность вся неповоротливость, тугоухость и тугодумность нашей системы, в том числе и чиновничьей, и экономической, и военной… С каким же скрипом она работает! Чего бы это ни касалось – дроны, броники, балаклавы, бинокли… словом то, что позарез нужно на фронте мы пока или выпускаем в недостаточных количествах, или по некоторым позициям вообще не выпускаем.

Как мне кажется, время инертности прошло. Хотят люди наладить производство тех же бронников? Или дронов? Или жгутов? Да чего угодно, так нужного на фронте. Дайте им эту возможность – все меньше в Китае закупать будем. Есть какие-то нестыковки в законах? А кто мешает собрать Госдуму в экстренном режиме (мы вообще-то не совсем в мирное время живём – ну это так, напоминаю на всякий случай). Она, дума, вроде не слишком поредела – только четыре депутата выразили желание отправиться на фронт (мужики – честь вам и хвала!).

Откровенно говоря, простые жители куда как быстрее «перековались», нежели наша хвалёная экономика. Всевозможные группы в соцсетях помогают как могут бойцам на фронте. Собирают всё – от печенья до противодронных ружей. Примеров тому – масса. Порой одевают, обувают, снабжают бойцов по полной программе. Что-то из России, что-то из Китая, что-то ещё откуда… Если честно, куда лучше наших министров экономических и промышленных работают порой. Только учись у них, успевай.

Ну мне-то теперь по любому учиться придётся. Потому что не обошло это стороной и меня. Позвонил несколько дней назад знакомый, Дмитрий Вещев – когда-то помогал мне в первой акции «Седьмого лепестка» (мы тогда подарки для интернатов собирали). «Лен, надо нашим мобилизованным помочь – собрать всё необходимое». «Да я… да у меня… акция, мне надо на Донбасс вещи везти, которые в рамках «лепестка» связали и сшили. Сейчас вот только найду того, кто сможет меня отвезти – из желающих туда ехать что-то не наблюдаю очереди. Вот съезжу и потом помогу, конечно». «Времени нет. Надо сейчас ребятам помогать. А на Донбасс я тебя сам отвезу, обещаю»… Даже учитывая то, что мы какое-то время  вообще не общались – года полтора назад между нами какая-то кошка пробежала. Но в таком деле не до каких-то взаимных обид. В общем, сговорились. Это не было бартером, поверьте. И Дима, и я – оба знали, что друг другу поможем в наших начинаниях. А потому просто взяли и начали. В первый день нам удалось собрать более 30 тысяч рублей. А это уже часть материалов на балаклавы, «подпопники», плащи-пончо и браслеты из паракорда для наших мобилизованных ребят. Нашлись и мастерицы, готовые вязать носки, пояса, жилеты, мастерить эти самые «подпопники» в конце концов. И я уверена, что у нас всё получится! Просто уверена на 100 процентов, потому что по-другому не может быть. Тем более, что уже, как выяснилось, нас поддерживают многие семилукцы и даже воронежцы.

И знаете, очень много людей живет сейчас вот в таком режиме: работа – дом – помощь. Потому что если не мы, то кто? Знаете, я много общалась с ветеранами Великой Отечественной войны. И от каждого из них я слышала слово «надо». Почему решили пойти на фронт в 16 лет? Для кого или для чего работали в три смены на заводах? Зачем вызывали огонь на себя – ведь понимали, что шанс остаться в живых в этом случае минимальный? Во имя чего шли на штурм, понимая, что силы противника превосходят ваши втрое? Все как один мне говорили: «НАДО было! Понимаешь, Леночка? НАДО!»

В общем, и сейчас какая-то часть населения (надеюсь, бОльшая) живёт по такому же принципу – НАДО. Поддерживают друг друга, пытаются как-то скооперироваться, чем-то помочь, что-то сделать для фронта. Кто-то собирает медикаменты для аптечек, кто-то вяжет носки и пояса бойцам, кто-то перечисляет деньги тем, кому он доверяет, с тем, чтобы эти средства дошли до наших воинов в том или ином виде.

А знаете, почему? Потому что просто хотят помочь, в отличие от «диванных экспертов», которые на каких только можно площадках рассказывают, что должно сделать государство. Да, должно, согласна. Но пока вы пишете, ребята умирают на фронте. И как мне кажется, в наших силах им помочь, не ожидая, когда это соизволят сделать чиновники.

Потому что они, даже высшие, за исключением очень немногих, инертны, как и вся система в целом. Система, которая ещё так и не смогла перевернуться в военное направление. В целом мы всё ещё живём по мирным законам и отмечаем праздники, собираем фестивали… В общем, устраиваем пир во время чумы.

Ну вот скажите, к примеру, зачем нашим, воронежским, властям понадобилось объявлять тендер (или конкурс, хрен их разберёт) на то, чтобы главную площадь города к Новому году украсить за 65 миллионов рублей? К слову, в прошлом году все эти украшения обошлись в 5 миллионов. Зачем? Ради чего? И это в условиях СВО!

Ну вот смотрите: есть два варианта развития событий. Первый – если наши войска не закончат к декабрю военную операцию. Воронежцев в зоне боёв до фига и больше. Да и погибших немало. Вот прямо к властям обращаюсь: вот вы всё сделали, устроили – красота везде, сил прямо глядеть нет. И тут вдруг к вам, дорогой губернатор, подходит вдова бойца и спрашивает: «Скажите, Александр Викторович, а почему вы потратили 65 миллионов рублей на весь этот антураж? Может, если бы вы купили вместо этого какое-то количество броников или аптечек, то мой муж был бы жив!»

Я тут, кстати, подсчитала – на 65 миллионов можно купить около 8 тысяч бронежилетов (конечно, не по той цене, как на авито, но думаю, что  уж у губернаторов точно есть выход на военные базы с адекватными ценами). Или 722 тысячи мотков пряжи, из которых можно навязать кучу носков и поясов ребятам на фронт. Или, к примеру, 15 с лишним тысяч военных аптечек. А на самом деле гораздо больше, потому что губернаторы, наверное, могут долбануть кулаком по столу и… Да нет, что это я – не могут, наверное, иначе давно бы сделали. А может, не хотят?

Так вот, о двух вариантах развития событий… если к Новому году наша армия не победит, то, простите, что вообще праздновать? Тем более за такие громадные деньжищи? Всё это невероятное богатство будет выглядеть как пир во время чумы. Если же к концу декабря СВО закончится, и мы победим, то… слушайте, людям будет по барабану, какая ёлка и где будет стоять. И какой будет вокруг антураж, поверьте, тоже будет абсолютно фиолетово. Как мне кажется, все будут радоваться, целоваться, обниматься независимо от всей этой вашей мишуры за 65 миллионов рублей. Так зачем? Ну неужели некуда потратить? Позвоните, подскажу!