Найти тему
Олег Шапошников

Основы современной геополитики

Олег Шапошников

Основы современной геополитики

Глава 2

Религии в условиях центра силы

Данная книга является интерактивной книгой, и не только пишется в момент формирования и становления совершенно независимых центров силы, но и пишется с участием моих читателей и подписчиков, задающих мне свои вопросы по данной теме.

Вот один из вопросов: «Не могли бы Вы прокомментировать момент опоры на религиозную идею?». Данный вопрос идеально совпал с содержанием данной главы. Что называется, - ложка подана к обеду.

Так мажем ли мы утверждать, что религиозная традиция формирует идею центра силы, как религиозную идею, или… Или центр силы (со своей идеей) начинает модулировать религию (религии) с целью трансформации религии (религий) в русло целей и задач центра силы (с созданием религиозных идей, служащим интересам центра силы)? Так что было вначале: курица или яйцо? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к истории.

Наиболее яркий пример, - это Англиканская церковь. Обратимся к информации из открытых источников (Википедия).

Англиканство - одно из направлений христианства, появившееся в ходе Реформации в Англии. Англиканские церкви имеют особую историческую связь с Церковью Англии и объединены с ней общими богословием, богослужением и церковной структурой. Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana, первое упоминание которой относится к 1246 году, и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства, окончательно обособилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения. Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве.

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века сохранение в англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер — «средний путь» (лат. via media) между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрёл особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности.

После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих ново создаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке был введён термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской епископальной церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии, стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Я не буду тут пространно комментировать вышесказанное, а скажу лишь то, что интересы Британской империи, как центра силы, требовали создания своей церкви, полностью подотчетной империи, выражающей ее цели и задачи, и служащей ее интересам. Все остальное, - это лишь сокрытие явного приоритета интересов центра силы над интересами христианской религии, в виде мировой христианской религии.

Русская православная церковь. Тут все как под копирку с вышесказанным. Создавалась та церковь, которая выражала интересы данного центра силы. При этом в обоих случаях религиозные традиции неоднократно менялись, переписывались согласно целям и задачам текущего момента. Одна борьба со старообрядцами чего только стоит.

Протестантизм. Это выражение интересов другого центра силы - интересов Германии. И мы тут видим раздел вроде как единого религиозного учения, созданного в противовес Римско-Католической церкви на собственно протестантизм (интересы Германии) и англиканскую церковь (интересы Британской империи).

Римско-Католическая церковь. Рим. Ватикан. Это другой центр силы.

А что Ислам? Тут мы видим разделение на шиитов и суннитов. Шииты – это Иран (один центр силы). Сунниты – это Саудовская Аравия (другой центр силы). Все остальное – это речи религиозных толкователей для обоснования всего чего можно, только не разделения религии по центрам силы.

Индуизм – Индия (еще один центр силы).

Китай (центр силы) – Даосизм. Тема Дао освещается мной в момент написания данной книги через книгу «Мудрец с персиком» (как комментарий к Дао Дэ Цзин великого Лао Цзы). Мне могут возразить, упомянув Конфуцианство, как одну из главных китайских традиций. Но Конфуцианство – это больше не религия, а определенный свод правил и традиций, и безусловно, относится больше к светской, чем религиозной традиции.

Иудаизм – Израиль, который также претендует на роль центра силы.

В США, как в центре силы, религия отделена от государства, причем изначально в момент возникновения. Но в тоже время в США сформировалась некая особая религия под названием «Америка!», где богом выступают сами США. Такая новая форма религии.

Определенным особняком тут стоит Буддизм, как выражение Не-причастия к центрам силы. Это обосновано, так как в каждом правиле должно быть исключение.

Итак, все высказанное говорит о том, что центр силы (со своей идеей) начинает модулировать религию (религии) с целью трансформации религии (религий) в русло целей и задач центра силы (с созданием религиозных идей, служащим интересам центра силы). Отсюда идея центра силы не должна быть религиозной, религиозная (религиозные) идея (идеи) лишь является составляющей частью идеи центра силы.

#геополитика