История группы «Браво» парадоксальна и нетипична для нашей рок-музыки. В какой еще группе так же часто менялись вокалисты, но при этом она всякий раз выходила на новый уровень, оставаясь на вершинах хит-парадов? Только не надо приводить в пример ВИА ГРА, «Блестящих» и прочие девичьи поп-группы, это несколько другая история. Как это называют на жаргоне: «поющие трусы», то есть стоять у микрофона может кто угодно, лишь бы по внешним данным соответствовал. Аудитория же рок-групп, а «Браво» я склонен рассматривать именно как представителей рок-музыки, более требовательна в плане того, что у группы должно быть своё лицо и некая преемственность в творчестве. И среди западных команд смена вокалистов проходила отнюдь не всегда гладко, чего уж взять с нашей рок-аудитории, которая априори более консервативна. А когда группу покидают такие яркие творческие личности, как Жанна Агузарова или Валерий Сюткин? Тут у многих руки опустятся. Но основателя, композитора и бессменного участника «Браво» Евгения Хавтана хронические уходы вокалистов и вокалистов только вдохновляли на новые свершения. Если одни группы искусственно пытались что-то изменить в творчестве, в подходах, то Евгения к этим изменениям вынуждали обстоятельства.
Надо отдать Евгению должное, приход нового певца в группу не означал автоматической смены человека у микрофона. Под каждого вокалиста менялась стилистика группы. Нет, конечно, радикальных перемен не было, основу музыки «Браво» всегда составлял старый добрый рок-н-ролл, позитивный и жизнерадостный. И даже меланхоличные медляки вроде «Верю я» или «Я то, что надо» (к слову, Хавтан автором этих песен не является, но в концепцию «Браво» они вписываются) не несут в себе ни грамма депрессии и мрачности. Но, оставаясь верным своим корням, Хавтан вносил некоторые изменения в музыку, исходя из манеры того или иного певца, подчёркивая его сильные стороны.
Наверное, я озвучу мысли многих, если скажу, что для меня наиболее значимыми работами «Браво» являются их записи с Жанной Агузаровой. Но, по причине своеобразного характера Жанны, их альянсу с Евгением не суждено было быть долговечным. Да и тесно было вокалисте в жестких рамках ретро-эстетики, которую «Браво» изначально эксплуатировали. Но, как бы там ни было, сольно Жанна, при всех своих талантах, успех развить в силу разных причин не смогла, а вот Евгений Хавтан вывел свою группу на новый уровень, правда, пели в «Браво» уже исключительно парни. Попытки взять на замену девушку успехом не увенчались, и Хавтан решился на рискованный с точки зрения шоу-бизнеса шаг.
Но он оказался оправдан, как показало время. Любая другая певица была бы в тени Жанны, уж больно яркой и колоритной она была. А вот вокалист-мужчина мог подобных невыгодных для себя сравнений не опасаться. Насколько корректно было оставлять прежнее название группы - другой вопрос. Но здесь Евгений Хавтан всем дал понять, что «Браво» - это его музыка, его гитара и фирменный коктейль из различных жанров музыки 1960-х: рок-н-ролл, твист, шейк.
С приходом Валерия Сюткина музыка «Браво» претерпела некоторые изменения. Как мне кажется, Валерий, безусловно, яркий певец и талантливый автор в своем жанре (часть песен того периода принадлежат его перу), но он привнёс в группу долю эстрады. А андеграундная атмосфера, за которую отвечала Жанна со своим неординарным имиджем, ушла вместе с певицей. Неспроста клип на главный хит сюткинского периода «Конечно, Вася» был снят в виде стилизации под «Голубой Огонёк» 1960-х, с использованием кадров оттуда. Тем не менее, именно тогда Браво из нишевой группы приобрели поистине всенародную популярность, песни звучали отовсюду, легко собирались дворцы спорта в мало-мальски крупных городах. Те, кого, возможно, отпугивала эксцентричность Агузаровой, с удовольствием стали притопывать в такт московскому биту. Среди моих знакомых есть те, кому нравится именно «Браво» с Сюткиным, при этом не воспринимавшие агузаровский период. Тогда мне это казалось странным, а сейчас я понимаю, что группа сумела измениться и перезапустить карьеру.
Но ещё более интересные изменения «Браво» претерпели после прихода на место Сюткина Роберта Ленца. Как сказал сам Хавтан, «если бы мы в очередной раз записали альбом про стиляг и лётчиков, я бы свихнулся». Очередная смена вокалиста, скепсис некоторой части аудитории, и снова попадание в десятку! Мне альбом «На перекрёстках весны» понравился тем, что рок-н-ролльный дух вернулся и ушла эстрадность, которая мне не нравилась. И снова Евгений подстроил музыку под нового певца. В альбому есть элементы блюза, саузен-рока, кантри-рока, чувствуется влияние команд вроде Creedence Clearwater Revival и Lynyrd Skynyrd, чего доселе в «Браво» заметно не было.
Ещё больше мне понравился следующий альбом, «Мода», к сожалению, недооцененный массовой аудиторией в связи с отходом от рок-н-ролльной стилистики и активного включения элементов новой волны начала 1980-х. А именно там всё звучит по-новому и свежо, при этом всё естественно и непринужденно, нет ощущения экспериментов ради экспериментов.
По словам Евгения, даже играя ретро-музыку, невозможно, да и глупо игнорировать современные тенденции и играть так, как будто на дворе 1970-е или 1980-е. Впрочем, сейчас Евгений Хавтан уже не нуждается в излишнем ажиотаже. Статус его основной группы (а с недавних пор «Браво» не единственный проект Евгения) непоколебим. Но Хавтан продолжает творческие поиски. Как он сам признавался, он не понимает тех музыкантов, которые не записывают ничего нового, считая, что достаточно старых хитов.
Новые песни, это признак того, что группа жива и развивается, двигается вперед, а не превратилась в памятник самой себе. Другое дело, что есть некая планка, ниже которой опускаться нельзя. Поэтому и отношение к новым песням более требовательно. По словам Евгения, новый альбом появляется тогда, когда есть достаточно песен, которые не стыдно представить публике. Так что надеемся, что новый альбом «Браво» появится. А пока есть смысл послушать на сегодняшний день единственный EP сайд-проекта Евгения - Los Havtanos, записанный в стиле латино. Почему это не вышло под вывеской «Браво»? Ну, во-первых, в записи участвовали, помимо коллег по основной группы, другие музыканты, в том числе кубинского происхождения, тонко чувствующие этот музыкальный жанр, во-вторых, всё же записывать весь альбом в нетипичной стилистике, по мнению Евгения, не совсем правильно, для того и придумана в шоу-бизнесе практика сайд- и сольных проектов. Мне запись понравилась, солнечная светлая музыка. Да, представьте себе, я не только слушаю что-то мрачное или тяжелое, как можно подумать. Иногда душа требует чего-то доброго и позитивного. И эту потребность в том числе удовлетворяет музыка Евгения Хавтана.
И радует, что не все группы 1980-х полезли в высоколобую философию и злободневную социальщину. «Браво» как раз и хороши светлыми и немного наивными песнями. Это именно то, чего иногда очень не хватает. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.