В школе существует отметка за прилежание, выставляется за четверть или триместр. В 20 веке оценку за прилежание ввели и дореволюционных гимназиях, и в советской школе. Она учитывала уровень учебных знаний, правильное поведение на уроках, опрятный внешний вид, вежливое отношение к учителям, одноклассникам, родителям, запрет на курение, бранные и грубые слова. За нарушение правил учащийся наказывался, вплоть до исключения из школы.
Понятие «прилежание» означает трудолюбие и исполнительность в учении. Эти качества ученика оцениваются в первую очередь. Прилежание в учёбе складывается из успеваемости по учебным предметам, своевременной сдачи сочинений, контрольных и домашних работ, внимательности и активности на уроках.
Ответственность по отношению к учению, когда ученик по всем дисциплинам полностью осваивает материал, с удовольствием берётся за дополнительное задание учителя и предоставляет интересный доклад, реферат ученик заслуживает оценки «примерное» за прилежание.
В случае, если школьник нормально учится, справляясь в полном объёме с учебными предметами, он получает оценку за прилежание «хорошее».
Оценка «удовлетворительно» получает ученик, хорошо освоивший некоторые предметы, выполняет часть учебных работ, плохо справляется с трудностями.
Оценка определяет уровень способностей и развития ниже среднего, требует вмешательства семьи и школы. Учитель предложит учащемуся дополнительные задания по темам, вызывающим трудности в освоении, родители контролируют их выполнение ребёнком.
Неподготовленность к урокам, игнорирование замечаний учителя, откровенное безделье приведут ученика к оценке «неудовлетворительно». Если принятые воспитательные меры не принесут положительных результатов, учащийся рискует быть отчисленным из школы.
Оценки за прилежание информируют учителей, взрослых членов семьи о результативности обучения. Оценка личности учащегося, низкие оценки сопряжены с переживаниями, огорчением ученика, могут снизить мотивацию к учёбе. Перед их выставлением должны быть рассмотрены все причины, приведшие к такой ситуации.
В современных электронных школах контакты учителей с учеником сведены к интернет урокам школы, от учеников требуется повышенный самоконтроль. При его недостаточности у учащегося понижается самооценка, появляется тревожность. В Старой школе проблема недостатка общения решается учителями. Обучение само по себе имеет воспитывающий характер, уроки планируются с учётом личностного подхода к ученику, вовлечения его в работу класса, обучения навыкам самоуправления. В этом заключается воспитательная функция школы.