Найти в Дзене
О важном — на книжном

Сложности семейной жизни в романе Г.Г. Маркеса "Любовь во время чумы"

Прочитав роман, я поняла, что не хочу оставлять эту книгу в своей личной библиотеке. Вряд ли я когда-нибудь надумаю его перечитывать. Но приняв решение от книги избавиться, я поразилось огромному количеству закладок, которые в ней сделала. Надо признать, что отдельные места и сцены выписаны очень тонко и жизненно. Их хочется перечитать, над ними хочется подумать. Чтобы память об этих сценах не исчезла бесследно, оставлю их здесь. Первое знакомство с супругами Ферминой Дасой и Хувеналем Урбино происходит, когда: Они только что отпраздновали свою золотую свадьбу и уже не умели жить друг без друга ни минуты и ни минуты не думать друг о друге; это неумение становилось тем больше, чем больше наваливалась на них старость. Ни тот, ни другой не могли бы сказать, основывалась ли эта взаимная помощь и прислуживание на любви или на жизненном удобстве, но ни тот, ни другой не задавали себе столь откровенного вопроса, поскольку оба предпочитали не знать ответа. Такую любовь автор называет - "одомаш

Прочитав роман, я поняла, что не хочу оставлять эту книгу в своей личной библиотеке. Вряд ли я когда-нибудь надумаю его перечитывать. Но приняв решение от книги избавиться, я поразилось огромному количеству закладок, которые в ней сделала. Надо признать, что отдельные места и сцены выписаны очень тонко и жизненно. Их хочется перечитать, над ними хочется подумать. Чтобы память об этих сценах не исчезла бесследно, оставлю их здесь.

Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)

Первое знакомство с супругами Ферминой Дасой и Хувеналем Урбино происходит, когда:

Они только что отпраздновали свою золотую свадьбу и уже не умели жить друг без друга ни минуты и ни минуты не думать друг о друге; это неумение становилось тем больше, чем больше наваливалась на них старость. Ни тот, ни другой не могли бы сказать, основывалась ли эта взаимная помощь и прислуживание на любви или на жизненном удобстве, но ни тот, ни другой не задавали себе столь откровенного вопроса, поскольку оба предпочитали не знать ответа.

Такую любовь автор называет - "одомашненной". И несмотря на иронический подтекст этого слова, именно такая любовь не только заслуживает право на существование, но для многих является далекой и манящей мечтой.

Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)

Всю жизнь Фермина Даса прожила, так и не найдя ответа на вопрос, была ли в ее отношениях с мужем любовь. И даже более того - любовь ли ей была нужна, чтобы быть счастливой в браке:

Дело в том, что, ища ее руки, Хувеналь Урбино никогда не прибегал к любовной фразеологии... предлагал ей земные блага: надежность, порядок, счастье - все то, что при сложении вполне могло показаться любовью; почти любовью. Однако не было ею... она вовсе не была убеждена, что для жизни больше всего ей не хватало любви.

Доктор Хувеналь Урбино тоже долго и мучительно думал о самой природе брака:

Он и мысли не допускал, что нелады с женой происходят из-за тяжелой обстановки в доме, виня во всем саму природу брака: нелепое изобретение, существующее исключительно благодаря безграничной милости Божьей. Брак как таковой не имел никакого научного обоснования: два человека, едва знакомые, ничуть друг на друга не похожие, с разными характерами, выросшие в разной культурной среде, и самое главное - разного пола, должны были почему-то жить вместе, спать в одной постели... Единственным скрепляющим раствором могла бы стать такая маловероятная и переменчивая вещь, как любовь, если бы она была, а у них ее не было, когда они поженились...

Естественно, между супругами возникали ссоры, недопонимания, взаимные обиды и обвинения. И чем напряжённее становились их взаимоотношения друг с другом, тем счастливее и гармоничнее их семья выглядела со стороны. Но им хватило мудрости остановить процесс отчуждения:

И тогда она собрала последние силы и заставила мужа обсудить все без околичностей, схлестнуться с ней и вместе с нею плакать горько по утраченному раю...
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)

Притираясь, приспосабливаясь, примиряясь они наконец пришли к тому состоянию, которое вполне можно назвать счастьем, они начали жить "в полном единении", "с поразительной легкостью сиамских близнецов":

Все эти годы оба они разными путями шли к одному и тому же мудрому заключению: невозможно жить вместе иначе, и любить друг друга иначе тоже невозможно, ибо ничего труднее любви в этом мире нет.

Любовь, дружба, супружеская привязанность ярче всего проявляются в критические моменты. Необыкновенно трогательны мысли и чувства, которые переполняют Фермину Дасу в момент смерти ее мужа:

Она взмолилась Господу, чтобы он отпустил ему еще хотя бы миг, чтобы он не ушел, не узнав, как любила она его, невзирая на все сомнения терзавшие их обоих, она почувствовала неодолимую жажду начать жизнь с ним с самого начала, чтобы сказать ему все, что осталось невысказанным, заново и хорошо сделать все, что в их жизни было сделано плохо.

Созвучны с этим и чувства умирающего супруга, за долгие годы совместной жизни они научились и думать, и чувствовать в унисон:

И он даже успел узнать ее в этой сумятице, разглядеть сквозь неповторимо горькие слезы из-за того, что он умирает один, без нее, и еще успел посмотреть на нее последний раз в жизни таким сияющим, таким печальным, таким благодарным взглядом, какого она не видела у него ни разу за полвека их жизни вместе, и сумел сказать ей на последнем вздохе:
-Один Бог знает, как я тебя любил.

Пройдет время и у Фермины Дасы появится потребность почувствовать себя не осиротевшей частью супружеской пары, а самой собой. Ей захочется "восстановить все то, чем ей пришлось поступиться за полвека" супружества. Она сожжет все вещи мужа (но воспоминания о нем не поддадутся огню). Она начнет недоумевать, как можно было "столько лет быть счастливой в бесконечных ссорах и препирательствах". Она допустит в свое сердце новую привязанность и любовь...

Возможно ли такое в жизни? Кто его знает! Все это слишком сложно, чтобы понять, классифицировать, описать, ведь:

В сердце закоулков больше, чем в доме свиданий.
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)
Г. Г. Маркес. Любовь во время чумы (фото автора)

На этом я прощаюсь с романом Г.Г. Маркеса "Любовь во время чумы". Странное дело, роман мне совершенно точно не понравился. Но вместе с тем вызвал столько мыслей, такое сильное желание разобраться в рассуждениях автора, что обзор не уместился в одну статью.

Читайте также:

В чем все-таки "суть любви"? Размышляем над романом Г.Г. Маркеса "Любовь во время чумы"

📌Не забудьте поставить лайк, если вам была интересна публикация! Это огромная поддержка для маленького канала!💖