В начале двадцатого века велосипед всё ещё был диковинной новинкой технического прогресса. Поэтому его пытались применять везде, где нужно было резво перемещаться на короткие дистанции: полиция, почта и армия некоторых стран с удовольствием внедряли двухколёсного друга человека.
Велосипед крепок, быстр и кормить совсем не нужно. Ремонтируй только и будет тебе счастье. Прагматичные швейцарцы именно так и рассуждали, когда ввели этот агрегат в строй.
С 1905 года и по 1989 год, швейцарские военные могли прокатиться на тяжеленном (22кг) стальном монстре.
Стальная рама, стальной руль, подседел, шатуны и даже обода — всё из крепкой стали. Чуть позже, вес немного скинули, до 20кг, за счёт усовершенствования изготовления труб.
Заднее колесо было с червячной втулкой и велосипед мог тормозить если начать крутить педали назад. Но был и передний тормоз, только не стандартный ободной. Вместо обода, колодка нажимала на покрышку. Эффективность такого торможения высокая, но пользоваться им было опасно (можно было кувыркнуться через руль).
Представляете, какого было швейцарским военным крутить педали на двадцатикилограммовом велосипеде, по альпийским дорожкам?!
Хотя чего это я??? Какие 20кг? На велосипеде ещё куча барахла висело, со стальным багажником.
В комплекте с велосипедом поставлялись насос, сумка с инструментом для обслуживания и чехол для хранения короткоствольного оружия. Более всего, такой велосипед напоминал современные туринги.
У каждого байка был свой номер, как у машины.
Понятно, что швейцарцы не намеревались вступать в бой на этом чудесном аппарате. Его использовали для перемещения между пограничными заставами, в деревенской глуши, где не было широких дорог для автомобилей. Также, им пользовались военные чиновники для перемещения по территории военных баз.
Предполагалось, что велосипед возьмут на вооружение группы быстрого реагирования, но от этой идеи отказались чуть позже. Всё-таки велосипед это лишний груз и спецназовцам неудобно таскать его с собой.
Свой военный велосипед был и у Швеции, и у Франции. Немцы и англичане тоже не оставались в стороне. В конце концов, двухколёсный транспорт позволял немного снизить число обитателей в войсковых конюшнях. Но всё это происходило в начале двадцатого века. Когда автомобильный транспорт ещё не вытеснил телеги на лошадиной тяге. К началу Второй Мировой уже многие отказались от велосипеда в армии. Но не прагматичные швейцарцы.
Эти ребята рассудили, что страна у них не очень большая и солдату незачем жечь топливо для поездки на 1-2км, пусть лучше на велосипеде катается. Что, по моему мнению, весьма здравый подход.
На данный момент, велосипеды ещё есть в армии Швейцарии. Уже не тот что на фотографиях, а более новый (но вес такой же).
Интересно, что над возвращением велосипедного парка раздумывают во многих армиях мира (конечно же речь о небольших государствах вроде Албании или Чехии).