Не раз было замечено, как курсанты автошколы, глядя на комплекс знаков, видят только один, а не все.
В силу этого они совершают ошибки, которые критичны, как на экзамене по вождению, так и в обыденной жизни.
Например, глядя на комплекс знаков 5.15.1 (направление движения по полосам) и 5.15.3 (начало полосы), многие курсанты видят только верхний знак, а нижний для них остается проигнорированным.
Подобные ошибки были столь часты, что было принято решение рассказать о них, а для проявления интереса к этой теме - совершить опрос:
Результаты опроса на момент создания данной статьи следующие:
Ну что ж, а теперь давайте разбираться, каков же правильный ответ.
Ошибочное чтение знаков - в их частичном чтении!
Итак, перекресток:
Мы видим, что учебный автомобиль движется по проезжей части в крайнем правом ее положении.
Пункт 9.1 говорит нам о том, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Итак, учебный автомобиль, не доехав до уширения вправо, находится на правой стороне дороги:
Если мы возьмем всю ширину проезжей части в этом месте:
И разделим ее пополам:
То мы увидим с вами, что, во-первых. транспортное средство (ТС) движется по своей стороне,
а во-вторых, и дальнейшее распределение полос!
То есть, мы просто проецируем изначальные полосы дальше, т.к. после знака 5.15.3 (начало полосы), который изображает уширение вправо, начинается именно правая полоса.
Далее, уже упомянутый комплекс знаков говорит нам о том, что из правого уширения разрешен только поворот направо, а из полосы, по который автомобиль двигался изначально, движение прямо и налево.
Начертим для лучшего понимания на полосах их направление:
Так в чем же заключается типичная ошибка многих курсантов при проезде данного перекрестка в прямом направлении?
А в том, что они зачем-то включают левый поворотник, якобы перестраиваясь в некую левую полосу...
Для лучшего понимания подобной ошибки разберем три варианта проезда данного перекрестка.
Поворот направо на данном перекрестке
Для наглядности распределения автомобилей по полосам (или положения их на проезжей части) возьмем три автомобиля:
Желтый автомобиль собирается повернуть направо.
Серый (учебный) - ехать прямо.
Красный - повернуть налево.
Итак, водитель желтого автомобиля, планирующий на данном перекрестке совершить поворот направо, видит, что верхний знак на первом столбе 5.15.1 (направление движения по полосам) указывает ему: поворот направо осуществляется только с правой полосы.
Знак ниже 5.15.3 указывает, что сама правая полоса начинается сразу за знаком.
Поэтому водитель, для того, чтобы перестроиться в новообразовывающуюся полосу, включает правый поворотник и занимает ее.
И уже с этой правой полосы он по Правилам может осуществлять повоторот направо.
Поворот направо с какой-либо другой полосы будет нарушением!
Поворот налево на данном перекрестке
Пусть автомобиль красного цвета задумал совершать поворот налево.
Мы видим, что он движется в крайнем правом положении проезжей части (ПЧ).
Приблизившись к знаку 5.15.1, водитель данного авто видит, что согласно Правилам, поворот налево на данном перекрестке осуществляется лишь из левой полосы.
Так как изначально была одна полоса в попутном направлении, то при появлении новой правой полосы, изначальная становится левой (второй).
Но, согласно п.8.5 водителю надо учесть еще один нюанс:
То есть, водителю красного авто для поворота налево надо доперестроиться левее, чтобы занять требуемое Правилами КРАЙНЕЕ левое положение на ПЧ, а не просто двигаться в левой полосе.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
К тому же мы помним, что изначально красное авто ехало в крайнем правом ее положении (широкая полоса).
Теперь все по Правилам!
Водитель красного авто из этого положения имеет полное право осуществить поворот налево!
Теперь у нас осталось разобрать последний третий случай -
Проезд данного перекрестка в прямом направлении
Учебный автомобиль серого цвета планирует ехать прямо.
Мы видим, что, если разделить дорогу пополам, то изначально ТС движется по единственной полосе в попутном направлении.
Сама по себе полоса широкая: на ней поместятся два легковых автомобиля.
Но в тоже время полоса не так широка, чтобы одновременно поместились два больших ТС, например, КАМАЗ и автобус.
Приблизившись к комплексу знаков 5.15.1 и 5.15.3, видим, что полоса, предназначенная для проезда на данном перекрестке в прямом направлении - левая.
Но нужно ли включать левый поворотник и перестраиваться в нее?
Дело в том, что требуется увидеть не только верхний знак, но и нижний.
Знак 5.15.3 означает начало правой полосы. Не перестраиваясь в нее, мы, оставаясь в своей полосе, окажемся как раз в той самой левой, что нам и нужна для проезда прямо!
Также нам в данном случае не требуется занимать в этой второй полосе крайнее левое положение, чтобы не встать за машиной / -ами, которая / -ые поворачивают налево или делают разворот.
Но даже если бы впереди не было и красного автомобиля, планирующего повернуть налево, все равно не стоит занимать в данном случае на этой относительно широкой полосе крайнее левое положение, чтобы при покидании перекрестка не попасть в просак, пропуская автомобили, также двигающиеся прямо, как помеху справа, в силу сужения дороги.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Итак,
Правильный ответ:
для проезда прямо на данном перекрестке, согласно пунктов Правил 8.5, а также с учетом знаков 5.15.1 и 5.15.3, водителю учебного автомобиля не требуется совершать перестроение из той полосы, по которой он двигался изначально, а соответственно и включать левый указатель поворота.
P.S.
Возможно, кто-то может возразить и сказать, что мы постоянно должны делить всю ширину проезжей части пополам.
Как до уширения (начала правой полосы)
так и после:
И мол, таким образом, левая полоса будет куда правее...
Но подобное утверждение неверно, потому что п. 9.1 говорит так:
Обратим внимание на следующий отрывок в этом пункте (мы выделим его):
"... стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением ..., считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части ..."
Именно таковым местным уширением и считается появившаяся правая полоса!