В прошлой статье описывала 10 основных психотипов людей, раскрывая особенности и нюансы каждого, чтобы легко и быстро найти подход к любому человеку.
Здесь решила рассказать вам о другой классификации, более короткой, но не менее точной.
4 психотипа
- контролёр (доминирующий, формальный)
- анализатор (не доминирующий, формальный)
- мотор (доминирующий, неформальный)
- поддержка (не доминирующий, неформальный)
Контролеры
Они ориентируются во всем на практичность, лаконичны, верны своим идеям и ценностям, принципиальны, прямолинейны. Низкий уровень эмпатии и сострадания, хорошо управляют своими эмоциями. В общении это наиболее предсказуемый тип, в том смысле, что у них нет подводных камней.
Контролёры могут скатываться в анализатора или мотора.
Главный принцип общения – целесообразность, обмен полезной информацией. Если хотите вывести из себя контролёра, начните разговор "ни о чём" или о высоких материях.
Если хотите наладить конект с этим человеком, будьте на вторых ролях. Он – хозяин положения, вы либо принимаете и подчиняетесь, либо он пошлёт вас нахр*н. Если вас это не пугает, тогда вот пара рекомендаций на этот случай.
Как общаться с контролером:
- Коротко, Конкретно и по Сути. Как только отклоняетесь от ККС, дальше можете не продолжать – вас не услышат.
- Не спорьте с ним. Если всё-таки тема важная и спорная, в качестве своих аргументов используйте конкретные цифры, статистику, ссылки на проверенные источники. Оперируйте только на логику и факты, как только ссылаетесь на интуитивные догадки, чувства, эмоции, фантазии, дальше можете не продолжать – вас не услышат.
P.S. Исключение могут составлять только очень близкие люди, которые пользуются их расположением.
- Интересуйтесь его мнением. Если в разговоре касаетесь темы, в которой вы не компетентны, лучше поинтересуйтесь мнением контролёра. Он ценит уважение к его опыту и знаниям.
- Не давите и не пытайтесь его контролировать. Это его прерогатива. На этом поле у вас есть шансы, только если вы сами – контролёр и авторитет для него. Если нет, тогда лучше показать ему выгоду, удобство, эффективность и целесообразность.
- Уважайте его решение. Не подвергайте сомнению их авторитет (не дай бог ещё и публично).
- Не льстите, не заискивайте, не пытайтесь манипулировать. Его это раздражает. Принимаются только краткие комплименты: об их состоятельности, практичности, хватке, умению быстро разобраться в вопросе.
- Если хотите о чём-то попросить или дать какую-то обратную связь, говорите прямо и без намёков. Кстати, будьте готовы к тому, что он делает также.
- Выполняйте данные поручения или обещания. Делайте это качественно и с первого раза.
- В отношениях будьте готовы отчитываться, например: куда пошли, с кем и когда вернётесь. Кстати, если сказали, что вернётесь к 20:00 (смотрите пункт выше: возвращайтесь к 20:00 без опозданий).
- В отношениях с контролёром не будьте навязчивым человеком. Не нужно писать или звонить ему напряжении всего дня; не отвлекайте от работы или каких-то дел.
Анализаторы
Низкоэмоциональные и неэмпатичные люди, воспринимают окружающий мир и людей только через логику. Поскольку они всегда заняты просчитыванием сценариев и стратегий поведения, они молчаливы, замкнуты и сосредоточены на себе. Как следствие, в общении могут показаться занудными и скучными, говорят долго и сложно о простых вещах. Анализаторы обладают прекрасным чувством юмора (любят двухэтажные шутки), которое в зависимости от настроения могут проявлять в виде милых шуток или едкого сарказма.
Анализаторы могут скатываться в контролёра или поддержку.
Главный принцип в общении – обмен интересной информацией. Из-за этого есть определенные требования к собеседнику.
Как общаться с Анализатором:
- Интересоваться его мнением (его Истиной).
- Показывать свою заинтересованность высказанной информацией (вербально: задавать уточняющие вопросы; невербально: эмоция интереса, наклон ближе к анализатору, вертикальные кивки головой).
Если не интересно, лучше не подначивать его, потому что загрузит ненужной информацией, либо обнаружив неискренность (а они правдолюбы!), вычеркнет из своего континуума.
- Ни в коем случае не говорите с умным видом о вещах, в которых не разбираетесь – разнесет в пух и прах (интеллектуально и морально).
- Если пытаетесь в чем-то убедить, предоставьте исчерпывающую информацию: оперируйте логикой, фактами, мнением авторитетных людей, ссылками на проверенные источники, предоставьте табличку Excel с конкретными цифрами, доказывающими эффективность. После всего этого, дайте время на обдумывание. Не давите и не дожимайте, может отказать принципиально.
- Не «бомбите» эмоциями и не давите на чувства. Так вы можете выиграть сиюминутно, и то, если ему дороги. Но в любом случае, позже проанализировав ситуацию, сочтет это ударом ниже пояса. Со всеми вытекающими :)
- Не манипулируйте, это бесполезно, они легко всё просчитывают и вычисляют. Более того, они сами мастера изощрённых манипуляций.
- Если хотите сделать комплимент, похвалите какой-либо аспект его интеллекта (аналитические способности, чувство юмора, эрудицию и т.д.) или качества характера (уникальность, честность, искренность, справедливость) через конкретные примеры. Это очень важно! Просто сказать ты умный – мало, нужно ещё и конкретное подтверждение, пример, почему считаешь его умным.
Моторы
Энерджайзеры, "душа компании". Больше других типов нацелены на общение, ведь это возможность обменяться эмоциями, энергией и главное, продемонстрировать себя. Им постоянно нужен движ, трудно усидеть на месте или надолго сосредоточиться на одном деле.
Да, это те люди из инстаграма (из этой запрещённой в РФ экстремистской организации), которые в 8 утра постят сторис о том, что уже успели проснуться, потянуться, позавтракать, помедитировать, придумать лекарство от рака и найти Атлантиду.
Мотор может скатываться в контролёра или поддержку.
Мотор – это ходячий гейзер эмоций, будьте готовы к тому, что он взорвётся и накроет волной энергии, как только вы окажетесь в зоне досягаемости. В зависимости от настроения эти эмоции могут быть совершенно разными. Если вы к этому готовы, вот еще кое-что о них.
Как общаться с Мотором:
- Принимайте и проявляйте энергичность и эмоциональность в ответ. Если эти эмоции для вас приятны, не сдерживайтесь.
- Долгие рабочие вопросы, где много цифр и документов разбавьте яркими эпитетами, сравнениями или анекдотами. Иначе мотор впадёт в тоску.
- Вдохновляйте. Делитесь необычными экспириенсами, чтобы зажечь новые идеи у мотора.
- Если вам нужно в чем-то убедить Мотора, обращайтесь непосредственно к его чувствам и эмоциям.
P.S. Любят комплименты.
Поддержки
Ориентированы на доброжелательные дружеские отношения. Обладатели тонкой душевной организации, эмоциональные и супер эмпатичные.
Предпочитают общение либо один на один, либо в тесном кругу друзей. Их основная особенность – гармонизировать атмосферу вокруг. Поэтому общение с ними, как правило, для всех приятно и комфортно. Они эмпатичны, поэтому легко настраиваются на собеседника, чувствуют, когда нужно подбодрить, воодушевить, помочь, дать совет или просто выслушать.
Поддержка может скатываться в анализатора или мотора.
Это самый комфортный для общения тип. При желании способны расположить к себе даже самого замкнутого и нелюдимого человека. Однако они не готовы общаться с кем угодно. Охотнее идут на общение с теми, кто на их взгляд нуждается в помощи.
Как общаться с Поддержкой:
- Будьте тактичны, внимательны к ним, проявляйте душевную чуткость. Можете говорить о чём угодно, у поддержек достаточно широкий кругозор, они могут поддержать абсолютно любой диалог.
- Не давите на них. Не повышайте голос, не игнорируйте и не обесценивайте.
- Если хотите сделать комплимент, обратите внимание на такие качества: мягкость, забота, деликатность, способность настроиться на другого человека, умение создавать гармонию.
P.S. Всегда услышите слова благодарности и ответный комплимент.
На самом деле, чтобы найти общий язык с любым из психотипов, не нужно себя переделывать, попробуйте просто понять и настроиться на подходящий вайб.
Благодарю за прочтение!
Ставьте палец вверх, если статься была для вас интересной и полезной. Подписывайтесь на этот аккаунт, чтобы не пропустить новую и полезную информацию.