Красота вытекает из гармонии. Дерево прекрасно, когда достигается полное равновесие с природой. Человеку нельзя бежать в одиночку. Хорошо бы ему продвигаться вперед в гармонии со своей семьей и обществом.
Бом Ён Сон
Уже через десять минут маленький Листик вместе с меховой шапкой, кормом и импровизированной соской переместился в двадцать пятую квартиру.
- Спасибо вам. Вечером я его заберу.
- Не волнуйтесь, Инна Андреевна. - Женщина успокаивающе дотронулась до её руки. - Мы с Валерой присмотрим за вашим Листиком. Правда, Валерочка?
Мальчик быстро закивал. Глаза его заблестели, но уже не от подскочившей температуры. Он удивлённо и радостно смотрел на котёнка.
Когда вечером Инна пришла за своим питомцем, Василиса Никитична встретила её просьбой.
- Инна Андреевна, а не могли бы вы оставить пока Листика у нас? Вы бы видели, как Валера заботится о нём. У него даже щёчки порозовели, ожил мальчишка. Целый день от котёнка не отходил.
Инна заглянула в комнату. Валера сидел на диване и, улыбаясь, играл с Листиком найденным где-то птичьим пёрышком. Котёнок неловко, но с интересом ловил лапкой добычу и, похоже, ничуть не скучал по Инне. Она полюбовалась на играющих детей, человеческого и кошачьего, и решила.
- Хорошо. Он всё равно целыми днями сидит один. Наверное, у вас ему будет лучше.
- Инна Андреевна...
- Василиса Никитична, если мы с вами уже практически "породнились", - Инна кивнула на котёнка - то, прошу, называйте меня просто по имени. Я ведь не на работе.
- Хорошо, Инночка. А ты меня тогда тётей Васей называть можешь. Смешно звучит? Ничего, привыкнешь. Спасибо тебе за доброту.
Дома без Листика было пусто. Инна уже привыкла к ежедневным заботам о нём, и сейчас тоска и одиночество накатили с новой силой. Муж так ни разу и не позвонил, и Инна даже не знала, действительно ли Валера подал заявление на развод.
* * * * *
Развели их быстро. Отсутствие детей и претензий по имущественным вопросам сделали Инну вновь совершенно свободной женщиной. От знакомых она знала, что Валерий уже вовсю крутит новый роман.
"Ну и пусть". - Решила Инна.
В её собственной жизни сейчас осталась только работа. Нового педиатра на соседний участок уже нашли, и свободного времени у Инны стало больше. Иногда она заходила в гости к Василисе Никитичне и Валерику. Подросший Листик ластился к Инне, но по-настоящему был привязан к мальчику. Он давно ел сам, но иногда, по старой привычке, запрыгивал на колени к Валере и облизывал его пальцы.
- Тётя Инна, а ты не заберёшь Листика? - С тревогой спрашивал Валерка. Он привык к Инне и разговаривал с ней больше и охотней, чем раньше.
- Не заберу. - Успокоила она мальчика. - Это теперь твой друг.
- Инночка, - делилась новостями Василиса Никитична. - Мой обалдуй женился всё же на Валериной матери. Теперь, вроде как, Валерик - внук мне. И ведь что задумали: второго родить. Материнский капитал, видишь ли, им понадобился.
Рассказывая, мрачнела и шептала так, чтобы мальчик не слышал.
- А пьют ещё больше. Сколько просила: остановитесь, глупостей не делайте, об этом ребёнке подумайте. Бесполезно. Как не нужен он был никому, так и сейчас не нужен. И другой, если родят, опять при живых родителях сиротой будет.
* * * * *
Однажды вечером раздался стук в дверь. Инна удивилась, обычно все приходящие пользовались звонком. На пороге стоял почти раздетый Валерик, прижимая к себе Листика.
- Тётя Инна, там бабушка лежит и глаза не открывает. Мне страшно.
- Так. Посидите здесь. - Инна накинула пальто и бросилась в соседний подъезд, на ходу вызывая скорую помощь.
Василиса Никитична лежала неподвижно. Губы её приобрели синюшный оттенок, она тяжело дышала.
- Инночка, грудь давит. Больно. - Прошептала она.
- Держитесь, тётя Вася, скорая едет.
Инна немного приподняла подушку, открыла форточку.
- Инфаркт. Забираем в больницу. Соберите ей документы, вещи потом привезёте. - Скомандовал приехавший врач.
- За Валерочкой посмотри, Инна. - Просила Василиса Никитична. - Да Степану сообщи, младшему моему. Вдруг помру.
- Рано помирать. - Врач сердито посмотрел на пациентку. - Поживёте ещё. Всё. Едем.
- Тётя Инна, а бабушка не умрёт? - Спросил Валера, когда она укладывала его спать.
- Не умрёт. С чего ты взял?
- У меня уже была бабушка, другая. А потом она не пришла. Мама сказала, что умерла.
- Валерочка, не бойся. Всё будет хорошо.
- Я не хочу к маме и дяде Грише. - Прошептал Валера. - Мне с бабушкой Васей и Листиком лучше.
- Спи, малыш. Бабушка поправится. - Успокоила она.
* * * * *
На работе отпроситься не вышло.
- Некому выйти за вас, Инна Андреевна. - Отрезала заведующая.
- Но я столько времени работала одна на два участка. Неужели совсем некому?
- Инна Андреевна, у каждого свои проблемы, но работа есть работа.
- Мама, выручишь? - Позвонила она матери. - Надо с ребёнком посидеть.
- С каким ребёнком? - Мама ахнула. - Скажи, откуда у тебя взялся ребёнок?
- Мальчик соседки. Она в больницу попала, а меня с работы не отпускают.
- Инка, у тебя удивительная способность влезать в истории. У меня тоже работа, между прочим.
- Тебе отпроситься легче. - Примирительно сказала Инна. - Ну не могу я пройти мимо, мам. Ты сама меня так воспитала.
- На свою голову. - Вздохнула мама. - Ладно, приеду.
Пристально осмотрев Валеру и Листика, Вера Федоровна покачала головой.
- Да, дочь. Ладно, все разговоры потом. Иди на свою работу, разберёмся и без тебя.
- Мама, ты поласковей тут с ними.
- Говорю же, разберёмся.
Вечером, вернувшись, она застала маму читающей Валерке сказку. Листик лежал рядом с мальчиком на одеяле и тихо мурчал.
- Привет. Как вы тут без меня?
- Удивительно спокойные подопечные. - Мама пожала плечами, а Валера вдруг улыбнулся.
- Эта бабушка тоже хорошая. - Шепнул он Инне.
- Везёт тебе дочь на Валериев. - Мама смотрела внимательно. - Как его бабушка? Ты была у неё?
- Была. Не очень хорошо дела у Василисы Никитичны, а я до сына её не могу дозвониться.
Степан позвонил сам.
- Здравствуйте. Я соседка вашей мамы...
Выслушав рассказ Инны, он попросил.
- Инна, вы присмотрите пока за мамой. Я заплачу вам, когда приеду. Понимаете, у меня вахта. Самолёт на большую землю только через неделю. Раньше мне никак не вырваться. Вы маме скажите, пусть меня ждёт, обязательно.
- Про деньги мне больше не говорите. Ваша мама, так уж получилось, теперь не чужой мне человек. Я всё ей передам, только и вы постарайтесь не тянуть с приездом. Василиса Никитична инфаркт перенесла, ей волнения и переживания противопоказаны.
* * * * *
Забирали Василису Никитичну из больницы они уже вместе. Эти две недели дались Инне нелегко. С Валерой она и Вера Федоровна сидели по очереди. Где искать мать мальчика и старшего сына Василисы Никитичны, Инна узнавать не стала, не хотела отдавать им Валерика.
Со Степаном, напротив, они быстро нашли общий язык.
- Я не от обиды на маму уехал, вы не подумайте. - Рассказывал Инне Степан. - Хотя она так считает. Я помогаю ей и вообще. Это Гриша у нас всегда был проблемным. Мама много сил на него положила, но безрезультатно. А я спокойным уродился. Учился хорошо, отличником не был, но и на "тройки" не скатывался. В армии отслужил, поступил в политехнический. Во время каникул на стройке подрабатывал. Ну, и взялся меня один сварщик обучать, Данила Петрович. Я отказываться не стал. Этим же всегда на кусок хлеба заработать можно. Потом на курсы пошёл. Все деньги, которые заработал, за них отдал. Но это больше для корочки. Петрович меня к тому времени многим хитростям научил. И не в обиду высшему образованию, сейчас эти умения приносят мне неплохие деньги, большие, чем я бы заработал со своим дипломом.
Инна с удивлением смотрела на этого человека. Он говорил грамотно, рассуждал логично.
- Пока силы есть и возможности, решил денег заработать. - Словно в ответ на её мысли, продолжал он. Потом на материке другую работу найду, по специальности. Или по потребности. А вы?
- Я всегда врачом мечтала стать. Моя мечта сбылась. Правда, пока работать не начала, не думала, что это столько времени занимает. Устаю, но мне моя работа нравится.
- Ну, это самое главное. Я тоже понял, что дело не в престиже. Можно мести улицы и быть полностью счастливым человеком, а можно стать директором крупного холдинга и ежедневно сетовать на жизнь. Мне лично моё спокойствие дороже, чем должность. Я могу жить на широкую ногу или обходиться малым.
Инна слушала и думала про себя, что одновременно согласна и не согласна с мнением Степана. Безусловно, человек должен находиться в гармонии с самим собой, но ни к чему не стремиться больше, это как-то настораживает что ли...
Вера Федоровна, с которой дочь поделилась этими мыслями, была в своих суждениях более категорична.
- Знаешь, Инка, мужчины, которые думают только о собственном спокойствии, вряд ли способны заботиться о других. А для создания семьи это важно. Вот скажи, как будет человек на низкооплачиваемой, но комфортной для него работе обеспечивать свою семью? Тоже заставит их обходиться малым? Или переложит всё на жену? Смею напомнить, у тебя уже был один такой гармоничный.
- Мама, - отмахнулась Инна - я Степана с этой точки зрения не рассматривала. Просто задумалась над его словами.
- Ты, дочь, думай о том, что семья тебе всё же нужна. Даже если первая попытка её создания закончилась неудачно. Если что, я сейчас не имела в виду этого твоего Степана.
- Он не мой.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------