Найти тему
Строки на веере

Мифы о призраках в Питере сказочном #29Ангел Васильевского острова

Благодатное виденье,
Тихий ангел! Успокой,
Усыпи души волненье,
Чувства жаркие напой
И даруй мне утомленье,
Освящённое тобой!
Николай Языков из стихотворения «Бессонница»

«Церковь святой великомученицы Екатерины, величественный купол которой венчает Ангел, словно благословляющий и дома города, и живущих в них людей, и воды Финского залива, и суда, уплывающие в неведомую морскую даль, видна издалека, и без неё сейчас уже трудно представить восточную часть Васильевского острова», — писал об этом ангеле протоирей Иоанн Пашкевич.

Ангел храма святой великомученицы Екатерины (скульптор — И. П. Прокофьев[1]), более известный как черный ангел, по задумке создателя, должен держать в руках сияющий крест. На самом деле ангел много лет простоял без своего креста, исхлестанный кислотными дождями, битый градом и ветром, черный ангел много лет нес свою нелегкую службу. За это время, если верить фотографиям, на ногах ангела, появились самые настоящие стигматы[2], его лицо изуродовано почти до неузнаваемости, но все же… все же…

После революции 1917 года храм был разграблен, а его последний настоятель протоиерей Михаил Яворский (зять священномученика Философа Орнатского) скончался в 1937 году в сталинском концлагере.

За четыре года до этого в здании храма была организована гидрографическая лаборатория. Начали передачу храма из-под власти церкви под эгиду государства с часовни «ввиду того, что верующие от пользования часовней отказались». Ну, понятно, как отказались, под угрозой расстрела — не иначе. Еще через два года, в декабре 1935 года, накануне престольного праздника храм был закрыт. О закрытии храма можно прочитать в мемуарах А. Э. Краснова-Левитина.

Далее церковь Святой великомученицы Екатерины использовался исключительно в хозяйственных целях. В 1942 году в часовню попали снаряды.

В марте 1996 года часть здания была возвращена верующим. Но только 1 декабря 2000 года на колокольню был возвращен позолоченный крест. А 7 декабря 2004 года впервые был отслужен молебен святой великомученице Екатерине в освобожденной части церкви под куполом.

В настоящее время проведены подготовительные работы для полной реставрация скульптуры Ангела с крестом на куполе храма. Изготовлена копия: на случай, если настоящий черный ангел не переживет процедур своего восстановления.

Разумеется, это не все ангелы Санкт-Петербурга, и, возможно, внимательный читатель тут же вспомнит очаровательных ангелочков на костёле святой Екатерины (Невский пр., 32-34), и ангелов Исаакиевского собора скульптора И. П. Витали[3], и тех, что стоят на страже нашего города на здании Сената и Синода. Нередко ангелами величают крылатую богиню Нику с традиционным венком славы. Две Ники (скульптора Х. Д. Рауха[4]) украшают колонны на Конногвардейском бульваре. Это недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный зал «Манеж»). Они призваны увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года. Обе богини прибыли в Санкт-Петербург из Германии как подарок короля Фридриха Вильгельма IV[5] в ответ за копии скульптурных групп «Укрощение коня» П. К. Клодта, оригиналы которых украшают Аничков мост.

И вот еще богиня Ника, стоящая на колеснице Славы на арке Главного штаба на Дворцовой площади. Разумеется, греческая богиня не ангел, но из-за крыльев ее очень часто путают с ангелом.

Автор колонн Карл Иванович Росси мечтал передвинуть к ним статую Петра I, дабы Ники как бы подчеркивали его славу, но так Медный всадник был бы оторван от своей любимой Невы, да и как можно переселять его с места, которое он указал сам?

Фонтан «Колодец ангелов» в Александровском парке, кстати, считается волшебным местом Санкт-Петербурга. В жаркий день здесь можно напиться прямо из ручек очаровательных ангелочков. Считается, что вода в этом колодце исцеляет от депрессии и легких недугов.

Ангел на крыше консульства Литвы (ул. Рылеева, 37): белый ангелочек сидит на крыше, свесив черные пятки; жители этих мест уверены, что ночью или когда на него никто не смотрит, шалун лазает по окрестным крышам.

Если долго смотреть на ангела, он подмигнет вам. Если это произошло — ждите добрых вестей.

Очаровательный «Петербургский ангел» скульптура Романа Шустрова[6] присел отдохнуть на скамейку в Измайловском саду (набережная Фонтанки, 114). В руках ангела зонтик — не удивительно для питерского ангела, в другой руке книга.

За ангелов часто принимают крылатых гениев на барельефах Адмиралтейства. Собственно, на здании их несколько: «Гении Славы, венчающие науки» (фронтон западного фасада), «Гении Славы, венчающие военные подвиги» (фронтон восточного фасада) и «Гении Славы, трубящие победу» (над аркой). Барельефы вылепил Иван Иванович Теребенев[7].

Крылатый гений (скульптор Михаил Белов[8]) перед зданием Двенадцати коллегий тоже то и дело по ошибке называют ангелом, но в действительности это летящий крылатый Гений с факелом знаний и лавровым венком. Фигура символизирует неудержимый полет мысли и гения человечества.

Гений на фасаде бывшего Дома Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища — это барельеф, благодаря которому дом стали называть «дом с ангелом». Архитектор здания Александр Игнатьевич Владовский[9].

В 2005 году в Питере появился странный памятник разрушенным церквям «Три ангела» скульптора Бориса Сергеева[10]. Три каменных головы ангелов с крыльями, на высоких гранитных постаментах установлены на пересечении улиц Правды и Социалистической, в память о когда-то возвышавшихся в этих местах трех церквях — Иоанна Предтечи, Святого Александра Невского при училище Синода и Преображения Господня.

Мы не задаемся идеей перечислить всех ангелов Санкт-Петербурга и его окрестностей, для этого понадобилось бы писать отдельную книгу. Потому что ангелов действительно много, они поджидают вас в самых неожиданных местах: на фонтанах, на стенах домов, на кладбищах, и все эти ангелы призваны охранять наш прекрасный город, его жителей и его гостей.

[1] Иван Прокофьевич Прокофьев (24 января (4 февраля) 1758, Петербург10 (22) февраля 1828, Петербург) — русский скульптор.

[2] Стигматы («знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны распятого Христа.

[3] Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794, Петербург1855, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог.

[4] Христиан Даниэль Раух (2 января 17773 декабря 1857) — выдающийся немецкий скульптор периода классицизма.

[5] Фридрих Вильгельм IV (15 октября 1795, Берлин2 января 1861, Потсдам) — король Пруссии с 7 июня 1840 года из династии Гогенцоллернов. Фридрих Вильгельм IV — старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Стрелицкой.

[6] Роман Шустров (30 июля 1959, Санкт-Петербург — 14 мая 2020, Санкт-Петербург) — советский и российский театральный художник, скульптор малой формы и кукольник. Член Международного объединения авторов кукол, оттого и его скульптура имеет сходство с куклой.

[7] Александр Иванович Теребенёв (Теребе́нин) (09(21) января 1815, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 июля (12 августа) 1859, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, автор знаменитых атлантов в портике Нового Эрмитажа.

[8] Скульптор Белов Михаил Владимирович (род. 1962).

[9] Александр Игнатьевич Владовский (10 марта 1876 года, Санкт-Петербург — 4 октября 1950 года, Таллин) — русский и эстонский архитектор.

[10] Сергеев Борис Михайлович (род. 1948, Ленинград) — скульптор. С 1964 по 1967 г. учился в СХШ им. Иогансона при институте им. И. Е. Репина у В. Н. Китайгородской и В. И. Бажинова.В 1973 г. окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.