У советских конструкторов еще до Великой Отечественной существовала идея оснастить катера залповыми ракетными установками, однако в силу ряда причин, главной из которых было негативное отношение к идее командования флота, от нее отказались. Правда, как показало время, ненадолго, ибо в годы войны к идее вернулись и даже создали эдакую "морскую Катюшу".
Итак, на войне были разные ситуации, а некоторых целей обычными стандартными способами достигнуть не удавалось, а значит под них нужно было нечто другое - нестандартное. Вот и контр-адмирал Виктор Проценко, который службу нес в Черноморском флоте, понимал это. В былые времена он командовал бригадой из торпедных катеров Г-5, и потом вспоминал, что личный состав был крайне недоволен слишком слабым вооружением - на катере не было ничего, кроме торпед и пулемета. Моряки предлагали установить на свои катера ракетные установки, чтобы их техника была как "Катюша", но только на воде. И Проценко прислушался к подчиненным, и с этой идеей обратился к своему командиру, контр-адмиралу Ивану Елисееву. Тот, несмотря на тяжелое положение на Черном море, выделил какие-то средства и ресурсы на реализацию идеи.
В новороссийских мастерских закипела работа по созданию реактивных установок для катеров, и уже через 8 дней первая такая была создана. Что она собой представляла? Установка состояла из 4 направляющих, в которые помещались 8 снарядов калибра 82-мм (4 сверху, 4 снизу).
Однако надо понимать, что все делалось в спешке, при недостатке ресурсов и квалифицированных работников, а потому можно считать установку кустарной. И, соответственно, работала она также - то есть кое-как. Во всяком случае, не так, как задумывалось авторами проекта. Главная проблема была в том, что установка "не любила" качки и вообще-какой либо встряски, потому что при любой вибрации два крайних нижних снаряда (слева и справа) выпадали из направляющих. Не сложно догадаться, что залп - это и есть встряска, то есть из установки выходили не положенные 8 ракет, а лишь 6. Кроме того, установка не могла наводиться по горизонтали, для этого не было механизмов, и на цель ракеты направлялись поворотом всего катера Г-5, что, конечно, очень неудобно.
И все же, несмотря на явные и очень серьезные проблемы, катера Г-5 с такими установками какое-то время активно применялись на Черном море. Например, поздним вечером 17 июня 42-го года несколько катеров с "эрэсами" смогли дойти до берега у Ялты, после чего, скрытые туманом, навелись на прибрежную цель и дали залп. В результате удара были полностью уничтожены несколько укрепленных точек противника, а также повреждения получили стоявшие в порту немецкий катер и субмарина.
В общем, вести огонь по неподвижным целям на берегу с установки еще как-то было возможно, но вот по подвижным практически нереально, банально просто потому что на них неудобно было наводиться. И все же Г-5 с ракетами записали на свой счет даже немецкий корабль. Случилось это 20 сентября 42-го года у Новороссийска, в Цемесской бухте. Тогда катера (один из которых Г-5 с ракетной установкой) обнаружили немецкое судно, которое, пользуясь темным временем суток, скрытно пыталось подойти к берегу. Вероятно, на его борту находилась диверсионная группа или что-то такое, ибо там, куда шел корабль, была морская батарея Зубкова, прикрывавшая бухту. Советские катера тихо подобрались к немецкому кораблю и атаковали его. Один из катеров торпедой повредил судно и вынудил его замедлиться, а второй, тот самый Г-5 с установкой, дал залп. Как обычно, вместо 8 ракет вылетели только 6, но все они попали в цель. Потом в установку зарядили оставшиеся 4 ракеты и дали еще один залп - так немецкий корабль был потоплен.
Так или иначе, а вскоре Черноморскому флоту предписали немедленно прекратить заниматься такой самодеятельностью и запретили использовать свои кустарные установки. Москва настаивала на том, что они малоэффективны, лишь впустую расходуют ракеты, а кроме того, опасны для своих же кораблей. Следуя приказам из центра, установки с катеров Г-5 были сняты, все, кроме одной - один катер удалось сохранить на всякий случай.
Надо отметить, что в это самое время в Советском Союзе уже вовсю разрабатывались настоящие ракетные установки под катера самых разных типов и классов. Более того, их испытания шли с июня 42-го года. Первые катера с подобными установками встали в строй уже осенью того же года, а потом стали поставляться буквально вовсюда - на Ладожское и Онежское озеро, на Балтику и Черное море, и, конечно, разным речным флотилиям. Это были уже полноценные установки, которые работали как надо, имели механизмы наведения и так далее.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.