Предстоящая встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Женеве будет очень непростой из-за попыток сторон в очередной раз переформатировать ситуацию в отношениях.
Пока есть один результат, который больше всего устраивает Армению: процесс подготовки мирного договора, делимитации границ и разблокирования коммуникаций замедляется. Кто-то выигрывает время. Но кто и для чего?
Пресс-службы министерств иностранных дел Азербайджана и Армении подтвердили, что следующая встреча министров иностранных дел двух стран - Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна - состоится в Женеве сегодня 2 октября.
После этого начнут выясняться важные детали.
Дело в том, что ранее стороны провели трехсторонние переговоры с участием министра иностранных дел России в Душанбе, а затем провели первую двустороннюю встречу в Тбилиси в середине июля. К этому времени переговоры между сторонами о подготовке мирного соглашения и разблокировании транспортных коридоров достигли промежуточной кульминации.
В начале апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Никол Пашинян встретились в Брюсселе, после чего поручили своим министрам иностранных дел подготовить проект будущего мирного соглашения и созвать Совместную пограничную комиссию.
Затем 23 мая Баку и Ереван синхронно объявили о создании комиссий по делимитации границ на уровне вице-премьеров и проинформировали об этом своего российского коллегу Сергея Лаврова, что внешне создало впечатление о роли Москвы как главного модератора в азербайджано-армянских отношениях.
Но это впечатление обманчиво. К дипломатическому миксу присоединился бельгийский президент Европейского совета Шарль Мишель.
Он утверждает, что при его посредничестве Баку и Ереван ведут переговоры о делимитации границ между двумя странами и разблокировании транспортного сообщения между Арменией и Азербайджаном, а также готовят мирный договор между ними. Таким образом, помимо Москвы, была определена переговорная площадка в Брюсселе с почти идентичной повесткой дня.
По сути, это означает, что Брюссель "приватизировал" все положения трехсторонних заявлений, подписанных ранее лидерами Азербайджана, Армении и России. Кого больше всего устраивает такая ситуация?
Официальный Ереван дает понять, что группа Мишеля якобы выступает за возрождение Минской группы ОБСЕ, в формате которой может быть решен вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Хотя речь идет только о вопросах, касающихся прав и безопасности этнических армян в Карабахе, которые, как отмечают многие армянские эксперты, "могут быть реализованы даже без определения статуса Нагорного Карабаха и без участия Брюсселя".
Что касается Азербайджана, то он не чужд игре на европейских площадках. Ему все равно, как, с кем и где превратить базовое соглашение от 9 ноября 2020 года в прочный мирный договор. Он знает и понимает позицию России, а "переговорный вальс" с Брюсселем дает ему возможность заявить на Западе о своей готовности к переговорам.
Наша задача - попытаться понять, о чем именно будут вести переговоры в Женеве министры иностранных дел Азербайджана и Армении.
Поэтому указание пресс-службы МИД Азербайджана на то, что в Женеве "диалог будет вестись в соответствии с договоренностью Байрамова и Мирзояна в Брюсселе 31 августа 2022 года о подготовке мирного соглашения", и что стороны "уже встретились в Нью-Йорке 20 сентября по инициативе госсекретаря США Энтони Блинкена", приобретает принципиальное значение. По всем признакам, это попытка реализовать сценарий Мишеля.
Но Ереван, понимая, что проигрывает так называемую брюссельскую игру, перешел в контратаку. Пашинян совершил визит в Париж, где начал продвигать тезис о том, что на линии соприкосновения должен быть развернут международный миротворческий корпус по мандату либо Совета Безопасности ООН, либо ОБСЕ.
Советник кабинета президента Франции по вопросам континентальной Европы и Турции Изабель Дюмо посетила Баку для продвижения этой идеи.
Последовал ответ из Москвы. Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Выступая на встрече руководителей спецслужб государств-участников СНГ, заявил, что "в настоящее время обсуждается возможность использования наблюдателей ОДКБ для содействия созданию благоприятных условий для реализации договоренностей лидеров Азербайджана, Армении и России, в частности, о делимитации армяно-азербайджанской границы и нормализации отношений между Баку и Ереваном в целом, включая подписание соответствующего соглашения".
В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что "нельзя подменять чем-то мнимым реально действующие трехсторонние соглашения" и что "Москва выступает за полную реализацию трехсторонних заявлений", которые "содержат комплекс мер по урегулированию ситуации, согласованный странами-участницами длительного конфликта". По ее словам, "это реальная, а не воображаемая дорожная карта".
Именно поэтому предстоящая встреча в Женеве между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении будет очень сложной из-за попыток сторон в очередной раз переформатировать ситуацию.
Пока есть только один результат, который больше всего устраивает Армению: процесс подготовки мирного договора, делимитации границ и разблокирования коммуникаций замедляется. Кто-то выигрывает время. Но кто и для чего?
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...