Первое, что нужно сделать — это познакомиться.
Итак, Михаил Казиник — лектор-музыковед, культуролог и популяризатор классической музыки, в добавок, просто человек-искра, зажигается сам и зажигает всех вокруг.
В своих лекторских выступлениях он ловко лавирует между литературой и музыкой, чувствует их связь и на отдельных примерах показывает нам звуковой синтез.
_____________________________________________________________________
➡️Сейчас мы поговорим об этом, но прежде прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно. Спасибо! ⬅️
_____________________________________________________________________
Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» — это противостояние двух звуков, двух миров: “о” и “а”.
Можно не заходить далеко и посмотреть на первые пару строчек пушкинской сказки:
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
В этом отрывке чувствуется преобладание “о”. Смотрим дальше:
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Удивительно, но литература действительно звучит разными нотами и поет, важно просто научиться чувствовать музыку в слове.
Дышать через музыку - вот чему нас пытается научить Михаил Казиник. Он живет в мире скрипичных ключей, адажио и стаккато.
Музыковед находит совершенно неожиданные смыслы в самых известных детских сказках. Он видит в обыденности тайну. Знаете эту известную крыловскую фразу из басни: “А ларчик просто открывался”? Поиграйте с этими словами, прочтите несколько раз, почувствуйте ее на вкус и поймите, что ларчик просто открывался.
Михаил Казиник всегда шел против системы, он хотел, чтобы люди чувствовали культуру, ощущали искусство, а не пытались выучить какие-то прописные истины. Казиник пропускает слово через себя и дает ему уникальные трактовки.
Например, вы никогда не задумывались, о чем на самом деле пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»? Стал бы Пушкин тратить свое время на то, чтобы написать историю про злую и жадную старуха? Пушкин глубже и тоньше, он писал про любовь, про безусловную любовь старика к старухе. Любить идеальную, хозяйственную, добрую женщину, а какого любить злую и жадную старуху? Задумайтесь.
Примечательно и то, как сказка начинается. Обычное начало: “Жили-были старик со старухой...”
Начало данной сказки: “Жил старик со своею старухой...” Со своей родной старухой, понимаете? Много лет прожили рука об руку, плечом к плечу, не важно, что она жадная и вредная, зато родная. И такая любовь бывает.
Или возьмем другую историю.
Сказка “Курочка Ряба” - это повествование волшебных яйцах и глупых стариках или это история о том, как людям порой сложно принять что-то новое? Михаил Казиник считает, что это притча о шансе.
Старик со старухой довольно странные персонажи: получают в дар золотое яйцо, пытаются его разбить, у них ничего не выходит, потом приходит мышка, с легкостью разбивает яйцо, а старики начинают горевать по этому поводу. Почему? Думаете, потому что слиток золотой разбился? Нет, потому что яичницу сегодня не поедят.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни получает золотое яйцо (шанс), нужно в этот момент не сглупить и не попытаться сделать из него яичницу.
Михаил Казиник говорит о том, что исправить человека можно только через культуру, и если бы все государства мира вкладывались в образование, культуру и искусство так же сильно, как вкладывается, например, в армию, то армия была бы попросту не нужна. Без культуры человек болеет, то есть получается, что назначение искусства — открывать и излечивать человеческую душу.
Расскажите о ваших впечатлениях и русских сказках в целом и их трактовке Михаилом Казиником в частности. Напишите об этом в комментариях!
Статью подготовила Снежана Солнцева.
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.