65 лет кинорежиссеру Павлу Павликовскому
Россия, Великобритания, Польша и снова Россия — география интересов кинорежиссера Павла Павликовского. Он родился и до 14 лет жил в Польше, эмигрировал с матерью в Великобританию, снимал фильмы в России, Франции, Польше.
После «Иды», («Оскар-2015» за лучший фильм на иностранном языке), Павликовский воспринимается как преемник великих режиссеров-гуманистов — Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Алена Рене.
Из Лондона с любовью
В интервью Павликовский признавался, что в первое время в Англии чувствовал себя «полным аутсайдером», тосковал по Варшаве. Наверное, и правда непросто было в Лондоне подростку из соцлагеря, не владевшему английским. Видимо, заноза ностальгии тогда и засела в его душе.
Самые знаменитые фильмы Павликовского — «Ида» (2013) и «Холодная война» (2018, приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском кинофестивале, 2018) — о послевоенной Польше. От фильмов польских режиссеров-классиков их принципиально отличает точка авторского взгляда. Анджей Вайда (сын погибшего в советском лагере польского офицера) смотрел на историю Польши из Польши, а Павликовский — из Лондона. Никакая цензура в 1950–1980-е годы не могла вытравить из фильмов Вайды, Ежи Кавалеровича, Анджея Жулавского протест против навязанной советским режимом идеологии. В разной степени все они транслировали энергию противостояния. В картинах Павликовского нет такого личного эмоционального заряда; он смотрит на историю своей родины как бы с высоты птичьего полета.
С момента появления и триумфа «Иды» и «Холодной войны» прошло еще не так много лет, но есть основания полагать, что эти фильмы не постареют и станут такой же классикой, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Хиросима, любовь моя» Алена Рене, «Иваново детство» Андрея Тарковского. Это большие произведения, осмысляющие трагедию Второй мировой войны и ее эхо в судьбах людей.
Больше, чем просто истории
Героиня фильма Павликовского «Ида», юная послушница католического монастыря, накануне принятия монашеского обета узнает правду о своем происхождении: ее родителей-евреев убили польские крестьяне в годы Второй мировой войны. Название фильма «Холодная война» говорит само за себя: это история из эпохи противостояния СССР и Запада, и действующие лица этой истории, влюбленные Виктор и Зула (граждане Польской Народной Республики), становятся заложниками этого противостояния. Оба фильма не назовешь притчами (никакой абстракции, абсолютно традиционное повествование в реалистических формах), но что-то приподнимает эти истории на метафизический «этаж» и тем самым делает их вневременными. В «Иде» эта «приподнятость» вполне зримая: Павликовский, его давний соратник оператор Рышард Ленчевский и молодой оператор Лукаш Зал снимали фильм в подзабытом формате кадра 4:3 (не широкая горизонтальная полоса, а квадратик) и намеренно «прижимали» действие к нижней части кадра, оставляя над людьми и пейзажами нависающее пустое пространство. А что «вчитать» в пространство — каждый зритель решает сам для себя. Для одного это пустота, для другого — небо, обиталище высших сил. «Холодная война», начинаясь и развиваясь как мелодрама, к финалу приобретает черты античной трагедии рока — то есть тоже устремляется в экзистенциальные выси.
По Руси — с писателями и их правнуками
Но прежде чем прийти к польскому «материалу», Павликовский долго копался в русском. Его путь в кино начался с документальных фильмов о классиках русской литературы. В начале 1990-х, когда пал железный занавес, в Россию устремилось множество заинтересованных исследователей, журналистов. Павликовский тоже поехал в Россию и снял документальное роуд-муви «Из Москвы в Петушки с Венедиктом Ерофеевым» (1991). Маршрут, известный по одиозному произведению советского писателя-нонконформиста, стал лишь канвой для фильма-наблюдения за новой Россией — довольно бедной, опасной, но невероятно интересной страной. Фильм был сделан на средства BBC, где тогда работал Павликовский. Нельзя сказать, что на BBC сразу поверили в документалиста-дебютанта, но после того как фильм Павликовского получил премию «Эмми», к нему присмотрелись внимательнее. И, что важно, у режиссера появилась возможность идти дальше. Он пошел… опять в Россию — на сей раз, чтобы снять фильм про внука Достоевского!
«Путешествие Достоевского» (1992) по формальным признакам тоже подпадает под определение «роуд-муви», но если это и путешествие, то, скорее, по закоулкам загадочной русской души. Павликовский застал праправнука Ф. М. Достоевского, водителя ленинградского трамвая Дмитрия Достоевского, в тот момент, когда тот выехал в Германию — на литературное мероприятие, куда его пригласили западные специалисты по творчеству его знаменитого прапрадеда. Профессора и писатели жаждут говорить о классике, планируют трактовать «Идиота» и «Бесов», искать ключ к психологии русского человека. И Дмитрий Достоевский видится им гвоздем программы. Еще бы — живой потомок Федора Михайловича! Но на поверку потомок оказался среднестатистическим советским обывателем, впервые выпущенным за кордон. Цель поездки: купить подержанный «Мерседес». А что, раз уж так подфартило, раз немцы оплатили дорогу и проживание! Павликовский никак специально не высмеивал водителя трамвая из «совка», но замечательно зафиксировал тот исторический момент, когда россияне переживали первый шок от соприкосновения с западным укладом и уровнем жизни. По результатам голосования членов Европейской киноакадемии в 1992 году актуальный и остроумный фильм Павла Павликовского был удостоен особого упоминания в категории документального кино.
Жириновский в кино
Поистине, Павла Павликовского можно считать хронистом российских 1990-х. Его документальные фильмы «Из Москвы в Петушки с Венедиктом Ерофеевым», «Путешествие Достоевского» и «Путешествие с Жириновским» (1995) составили трилогию, которая отразила процесс стремительного изменения страны. В 1994-м, когда Павликовский следовал с камерой за Владимиром Жириновским по регионам России, все было уже совсем не так, как в 1991-м. Эйфория демократизации спадала, народ был недоволен собственной нищетой и стремительным обогащением бизнесменов. На струнах этого недовольства виртуозно играл лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский. Примечательно, что именно этот материал — агитационный тур Жириновского — послужил отправной точкой в создании первого игрового фильма ныне всемирно знаменитого режиссера Павла Павликовского.
В свите Жириновского был фотограф и поставщик жареных видеосюжетов Алексей Островский. После той выборной кампании он станет близким соратником лидера ЛДПР и прототипом главного героя фильма Павла Павликовского «Стрингер» (1998). Сыграл этого охотника за сенсациями Сергей Бодров-младший, к тому времени уже снявшийся в роли Данилы Багрова в фильме Алексея Балабанова «Брат». Владимира Жириновского (в фильме — Петра Яворского) сыграл Владимир Ильин. В этом фильме снялись также Леонид Куравлев, Павел Винник, Александр Пятков, Любовь Соколова, Анна Яновская, Анна Каменкова. Удивительно, но снятый британцем польского происхождения «Стрингер» по духу был родственен российскому кино 1990-х, в нем чувствовалась завороженность духом лихачества, брутализма, в нем русский парень старался покорить независимую и успешную британскую женщину (Хелен, сотрудницу британской телекомпании). И, конечно, играл этого парня Сергей Бодров — звезда № 1 российского кино 1990-х.
К вопросу о звездах
Дину Корзун, ставшую востребованной в российском кино после фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих» (1998), Павликовский пригласил на главную роль в свой второй игровой фильм «Последнее пристанище» (2000).
Эта картина тоже была вдохновлена Россией — она рассказывала о русской женщине Тане, оказавшейся по прилете в Лондон не в объятьях английского жениха, как она наивно ожидала, а в лагере для беженцев. Открывшиеся в 1990-е возможности выйти замуж за иностранца/жениться на иностранке и начать новую западную жизнь — тоже типичное чаяние постсоветских граждан, отмеченное Павликовским. Героиню его фильма, однако, не сломило предательство возлюбленного. «Последнее пристанище» стало фестивальным хитом и принесло команде набор весомых премий. Например, премию BAFTA Павлу Павликовскому в номинации «Самый многообещающий дебют».
Этот фильм стал рубежным в карьере сорокалетнего режиссера — его, выходца из недр телевидения, по-настоящему признали своим в мире большого игрового кино. В следующих его фильмах уже снимались настоящие звезды: Пэдди Консидайн и Эмили Блант («Мое лето любви», 2004, премия Британской киноакадемии — 2005 в номинации «Лучший британский фильм»), Итан Хоук и Кристин Скотт Томас («Женщина из пятого круга», 2011). Но на мировой киноолимп его возвели фильмы про Польшу, снятые в Польше, — «Ида» и «Холодная война». И в них не было звезд международного масштаба. Скажем так, благодаря Павликовскому мир разглядел польских звезд — Агату Кулешу в «Иде», Иоанну Кулиг и Томаша Кота в «Холодной войне». Как и актеры русской школы, они отлично умеют существовать в ансамбле — подчиняться общему замыслу, не «перекрикивать» режиссера.
Однако Павликовский опять взялся за русскую литературу (словно вернулся в начало своего кинематографического пути). Несколько дней назад закончились съемки фильма Кирилла Серебренникова «Лимонов, баллада об Эдичке» — вольного кинопортрета одиозного российского писателя, поэта, общественного деятеля Эдуарда Лимонова. Сценарий фильма писали кинорежиссеры Бен Хопкинс и Павел Павликовский. Воплотить образ патентованного возмутителя спокойствия Эдички выпало Бену Уишоу. То есть это будет чрезвычайно необычный байопик. Любопытно будет опознать в нем «руку» Павликовского. Премьера картины намечена на весну 2023 года, и не исключено, что состоится она на Каннском кинофестивале.
Автор: Дарья Борисова
Рекомендуем прочитать статью о режиссере Данелии Георгии Николаевиче.
Дорогие читатели! Подписывайтесь на наш канал Perspéctum, ставьте лайк, если Вам понравилась эта статья. Мы будем регулярно освещать интересующие вас темы. Спасибо Вам!
Еще больше историй об интересных и творческих людях, читайте на нашем сайте: https://perspectum.info/licza-pokoleniya/
Мы во ВКонтакте: https://vk.com/perspectum_media
#мировойкинематограф #интересныеисторииизжизнилюдей #интересныефактыизжизни #кинематограф #режиссеры #наследие #кинематография #каннскийкинофестиваль #венецианскийфестиваль