Турист в эти края забирается нечасто и несправедливо лишь проездом на Соловки. Небольшой остров на реке Кемь площадью всего в квадратный километр стал одним из символов города – это место связанно с началом его истории. В XVI – XVII веках здесь был сооружен Кемский острог.
Пишут, что первая деревянная крепость на Лепострове датируется 1598 годом, а позже, уже при Алексее Михайловиче тут возвели укрепления с 6 башнями. Кемская крепость не сохранилась. В списке достопримечательностей города значится лишь памятное место, где она некогда располагалась. А название острова отсылает к еще более древней истории, до поморов в этих местах жили карелы и саамы. Считается, что Лепостров — это русифицированный вариант карельского топонима «Ляяпсясаари», что в переводе означает «Ольховый остров».
Деревянный храм
На улице Вицупа в самой старой части города — правильно, Лепострове — стоит Успенская церковь. Одна из жемчужин деревянного зодчества, коим славится Русский Север. До недавнего времени Карелия могла похвастаться двумя одноименными культовыми памятниками – в Кондопоге и в Кеми. Но кондопожский храм сгорел в 2018 году. Чудовищная утрата, крепкий еще был.
Лепостровский Успенский собор старше своего погибшего тезки более чем на полвека. Датой его постройки считается 1714 год. Он выстроен как «единый сруб», без использования гвоздей, что делает его ценнейшим памятником и с исторической, и с архитектурной точки зрения.
Храм считается главным символом Кеми, который обязательно стоит увидеть даже тем, кто оказался в городе проездом. Но туристы, увы, обычно ищут часовню, заснятую и выстроенную кинематографистами для фильма «Остров», что стояла на берегу недалеко от места впадения реки в Белое море. Ее тоже уже нет, тоже сгорела. Лишь Успенский собор по сей день (тьфу-тьфу-тьфу) высится.
Деревянный храм — и такой огромный. Издалека не ощущается, но выше, на первом фото в подборке, сравните масштабы с не самым маленьким и совсем не легковым биглемобилем! Наша машинка еле заметна в углу кадра рядом с этой величественной махиной.
На одном из ресурсов вычитали, что писали газеты столетней давности про Кемску волость. Самым северным и важным селением Кемского уезда по-прежнему являлась старинная Кемь.
«Город этот лежит при вершине Кемской губы, на левом бер. р. Кеми в 10 верст. от впадения ее в Белое море и в 500 от города Архангельска. В настоящее время Кемь представляет из себя незначительный городок, нынешним видом своим скорее напоминающий собою большую, хорошо обустроенную и красивую деревню; по улицам нет даже настоящих летних проездных дорог, а одни тропинки, и те очень неровные. Впрочем, и нужды нет в хороших дорогах, так как большая часть жителей занимается морскими промыслами, все время на судах».
Подлинной старины сохранилось в Кеми мало. Местные советовали обедать в железнодорожной столовой поблизости от вокзала. (В Кеми находится локомотивное депо). В таких всегда кормят вкусно и недорого. Но мы остановили выбор на ресторане в бывшем здании УСЛОН (управления Соловецкого лагеря особого назначения) в стиле конструктивизма 1930-х. Построили его в 1930 году, когда лагерное управление перенесли с Соловецких островов на материк, где оно и находилось вплоть до расформирования лагеря. Сейчас в этом здании банкетный зал. Рядом свежеотреставрированный Благовещенский собор, построенный в 1903 году.
О своем выборе не пожалели. Вкусно. Тем более, что достойных точек общепита нам назвали всего три. О двух из них и вы теперь знаете.
Легендарный паровоз
Станция Кемь, как и локомотивное депо, своим появлением обязана Мурманской железной дороге. Ее строительство завершилось в 1916 году. В период Первой мировой по территории Кемского уезда просто не могла не пройти железная дорога. Ибо – стратегически важная и близкая к северному театру военных действий. Именно через Кемь пролег ж/д путь к незамерзающим гаваням Лапландского (Кольского) полуострова. Он и по сей день тут идет.
Одна из достопримечательностей города, памятник паровозу серии Э (Эховский, Эхо, Эшак). Конкретно этот не такой уж и старый: построен заводом Цегельского в 1950 году, списан в 2014-м.
Но первые такие паровозы были разработаны в России еще в 1909-м по заказу частной Владикавказской железной дороги инженером тяги Вацлавом Лопушинским. Они выпускались с 1912 по 1957 год. ЭУ (1926—1930), ЭМ (1931—1934), ЭР (1934—1936). В течение 1944 года производство наиболее удачной подсерии ЭР было возобновлено на Коломенском заводе. С 1947-го — развернуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с учетом опыта эксплуатации на сети дорог СССР. Наш как раз из Польши! Это видно по буквам на одном из фото.
Как писал Андрей Платонов в «Старом механике»: «…Семья Петра Савельича … состояла из него самого, его жены и паровоза серии Э, на котором работал Петр Савельич…».
Эшаки работали на протяжении почти всего ХХ века, пройдя и Первую мировую, и гражданскую, и финскую, и Великую Отечественную. А по количеству локомотивов серии (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового локомотивостроения.
Эр 785-50 был поставлен на вечную стоянку на станции Кемь. Торжественное открытие памятника состоялось накануне 1 сентября 2010-го. Установлен он с направлением на Север как напоминание, что паровозная тяга возила грузы на Мурманск.
Нам известно, как минимум, еще одно место, связанное с легендарными паровозами серии Э: паровоз-памятник Эр 791-70 с музейным вагоном (Медвежьегорск) на фото ниже.
Самолет
Карелия богата странными для уха обычного россиянина топонимами: Леппясюрья, Кишкойла, Похьела, деревня Римское или остров Большой Жужмуй. Но поселок «14 км дороги Кемь – Калевала» затмевает, пожалуй, все. А ведь он был Соколом то время, что здесь стоял 265-й истребительный авиаполк ПВО. Но когда в середине 1990-х его расформировали, бывший военный городок постепенно вошел в состав Кемского городского поселения.
Каким-то образом улетевшие пилоты увезли с собой и название. Зато оставили штурмовик СУ-15 – теперь это достопримечательность города.
В январе 2022-го самолет упал под тяжестью снега. Кто-то его закрепил. Держится. Он не перекрашенный, со множеством технических надписей. Обратите внимание на бортовой номер: 265 нанесен в память базировавшегося здесь авиаполка, а настоящий номер самолета 29.
Кстати, «сушка» – не единственное напоминание об авиационном прошлом поселка. На детской площадке было обнаружено следующее устройство-беседка из обтекателя. Еще одна… На территории детского сада – сразу три. Используются, как детские домики. Пожалуй, это самый удачный пример конверсии, который мы видели.
А как в кино?
В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории – не смогли завоевать, поэтому периодически грабили. Набеги продолжились около ста лет после Ливонской войны. В 1590 году волость была наполовину разграблена: уничтожено две трети населения, сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем».
Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву. Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%). Оценили?
Одним из основных моментов в фильме стал дипломатический визит посла Швеции и его настойчивое требование отдать Кемску волость, которую «исполняющий обязанности» царя Бунша по простоте душевной почти ему предоставил на блюдечке. Если брать реальные факты, то в 1571 году, а именно это время отражено в кино, приема не было и быть не могло. Война со Швецией находилась в разгаре. В Швеции русских послов отправили в тюрьму, поэтому шведских ждала бы аналогичное участь, а то и … Кроме того, шведский посол ни при каких обстоятельствах не позволил бы себе разговаривать с государем в таком тоне. Дипломатический русский протокол не предусматривал ничего подобного. Казнили бы, не позволив закончить фразу.
В любимой комедии Кемска волость упоминается аж дважды (в современной Москве тоже). И так, как будто Иван IV в самом деле вел какую-то напряженную войну за некую стратегически важную Кемь, в которую два монарха ну прямо вгрызлись зубами и отдавать друг другу не хотели. Но, позвольте, русичи освоили эти берега еще во времена Новгорода. А потом эта земля перешла по праву наследования к новому московскому государству. Так, какие-такие шведы?!
И все-таки Кемска волость была весьма важна для Руси времен Ивана Грозного. Тут располагался один из важнейших пунктов поставки в русскую землю соли и ворвани (китового жира). А вот шведам стратегически важная волость была нужна для выхода в Белое море из подконтрольных финских земель. Они надеялись отрезать наших предков от внешнего мира на северных морях, оставить на задворках Европы. И, осуществи задуманное, кто знает, как бы повернулась история нашей страны.
Полная версия маршрута Путешествие к Белому морю. Часть II. От Кеми до Маньги.
Кстати, именно его мы выставили в этом году на Всероссийский конкурс.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас