Новая публикация канала впервые посвящена не музыкальному релизу, а #фильму.
"Научная секция пилотов" вышла на Мосфильме в 1996 и является, в общем то, типичным представителем своего времени, а именно эпохи 1990-х: необычная идея, креативный сценарий, новаторская работа операторов, специфическая игра актеров и своеобразный саундтрек, странная сюжетная линия с не менее странной развязкой.
К #рок-музыке "Научная секция пилотов" имеет самое прямое отношение. Одну из главный ролей в фильме сыграл Анатолий #Крупнов (#Черный обелиск, Шах, ДДТ, solo и др.), а музыку к фильму написал Сергей #Курёхин, фронтмен авангардного музыкального коллектива #Поп-Механика. Увы, спустя совсем короткое время после выхода фильма оба они нас покинули.
Сюжет и актерский состав
В московском метро начинают происходить странные события: сначала с клока волос на люстре капает кровь, бомж введен в состояние каталепсии, а затем начинают погибать машинисты поездов и вообще случайные люди...
Происшествия расследует странная группа из трёх человек, которых играют Виктор Павлов, Анатолий Крупнов и Марьяна Цареградская.
Члены группы разговаривают странными фразами, производят странные действия и вообще, ведут себя странно. По ходу событий рядом с ними оказываются ещё более странные личности, демонстрирующие свои темные стороны в мрачной обстановке неизвестности, и прекрасно сыгранные режиссером фильма Андреем И, а также Лидией Федосеевой-Шукшиной, Александром Хваном, Анной Семкиной и другими. Сцены сопровождают тараканы, змеи, пираньи, неизвестно как попавшие в кадр люмпены, медики, (тогда ещё) милиция, и Бог весть кто ещё.
Про игру ветеранов (В. Павлов и Л. Федосеева-Шукшина) много не скажешь - она как всегда на высоте. А вот игра А. Крупнова, М. Цареградской, А. И, А. Хвана и А. Семкиной в этом фильме заслуживает наивысших похвал. Просто удивительно, как удалось собрать на одной съемочной площадке такой удивительный сплав ветеранов и новичков, для которых участие в фильме оказалось чуть ли не единственным!
Постепенно события ленты приобретают гротескные, непредсказуемые и максимально нелогичные формы, которые обрывает странная развязка, когда некто объявляет, что акции прекращаются и возобновляться больше не будут. В финале на станцию Комсомольская прибывает героиня Анны Семкиной с ружьём, пустившегося в бега героя Анатолия Крупнова арестовывают, а героиня Марьяны зачем-то стреляет в героя Андрея И, то ли оказавшего следствию помощь, то ли запутавшего его...
Фильм, несомненно, не стоит воспринимать как режиссерскую причуду или авангардистское нагромождение нелепостей. Через его сюжет, несмотря на крайне непрозрачное выражение, проходит интересная мысль о тайнах психики, освобождаемых толпой, темнотой и скоростью - неизменными свойствами метрополитена.
Loveaction, Pikabu: "Это кино из разряда когда вы сидите с карандашиком отмечая главные моменты и прокручивая снова и снова основные сцены, как детектив пытающийся разгадать загадку и как-то понять общую картину)) а именно этого и добивался, как я понимаю, режиссёр используя такую рваную ткань повествования и замысловатую камеру с почти макросьёмкой и дикими углами зрения чтобы зритель действительно почувствовал себя детективом, который собирает индуктивным методом пазл происходящего, хотя видит только детали (волосы, мясо, изменённую кровь) под странным углом гипотез. Собственно весь фильм это попытка или даже эксперимент над зрителем, а сможет ли часть системы, которая включена в её структуру увидеть целое и осознать его цели и замысел?
Фильм разделён на три главы, каждую предваряет эпиграф с описанием метода прорыва на уровень структуры. Первая глава- это созерцание пустоты на огромной скорости.
Вторая глава- это эпидемия ужаса, когда личность человека находится на уровне бессознательного толпы. управляемой чистым светом панической атаки (через который происходит контакт с системой)
Третья глава это самообман, тайна которая принадлежит всем и вовсе не тайна, но самим людям просто иногда не хватает мужества осознать правду, хотя она и на ладони, как в случае с выкупом и объявлением в средствах массовой информации, что всё закончилось но люди знают что не закончилось и предпочитают в испуге отводить глаза, знаете, как в Ложной слепоте от вампиров, предпочитая их не замечать, а те веками живут в тени)))
Был ли это научный эксперимент как сказано в названии фильма или всё произошло случайно? просто девушка однажды увидела за окном пустоту на большой скорости и вышла на ноэтический уровень структуры, которая овладела её разумом и осознала себя как целое? а затем уже пыталась исследовать себя в серии эксперементов? Или же эта девушка вошла в состав группы пилотов, которые пытались овладеть структурой и выйти на новый уровень? здесь нету окончательного ответа.
Но собственно не это главное, важно увидеть метафору метро, транспортной сети, как кровеносной системы организма и люди в этой системе иногда, а может быть и постоянно, составляют что-то такое что не есть простой суммой её частей.
Это мы можем наблюдать на элементарных уровнях когда скопления людей превращается в толпу и ведёт себя совершенно иначе чем если бы люди были одни. Или когда мы вдруг осознаём что один человек не может построить самолёт, но объединившись мы выходим на качественно иной уровень. Если хотите это эмерджентность неорганических элементов которые вдруг превращаются в жизнь.
Существует ли такая структура на осознанном уровне эгрегора? почему нет?..."
Саундтрек
Прекрасный саундтрек создал к фильму Сергей Курёхин. И без того мрачная атмосфера и запутанная сюжетная линия только подчеркиваются гротескными, словно на грани истерического срыва, мелодиями.
Достоинства
Новаторская идея, режиссерские и операторские находки, креативное воплощение в духе своего времени, прекрасная игра актеров разных поколений, сильный саундтрек.
Недостатки
Крайне запутанный и непрозрачный, нелинейный и нелогичный ("перемудренный") сюжет, оставляющий много вопросов без ответа (или, если хотите, наоборот).
Такое впечатление, что команда так и не решила, снимает она психологический триллер или околонаучный блокбастер, и получилось нечто среднее...
Если присмотреться к другим фильмы и клипам 1990-х, в той или иной мере им будет свойственен практически одинаковый набор художественных особенностей. Тогда они смотрелись и свежо и странно одновременно, но это однозначно лучше, чем тот псведо-художественный наполнитель, который пришел на смену этим произведениям.
"Научная секция пилотов" вызвала разные оценки публики и критики, но этот фильм, хоть раз, однозначно стоит посмотреть. Уже хотя бы только из-за актерского состава и как ценное свидетельство своего времени.