Найти тему
22,2K подписчиков

Все тайны популярной картины: девочка на шаре.

848 прочитали
Фрагмент картины
Фрагмент картины

Это произведение Пикассо – настолько хрестоматийная работа, что вряд ли найдется хоть один зритель, который станет утверждать, что ничего о ней не знает.

Вероятно, столь ключевым мировой шедевр стал еще по той причине, что хранится именно в нашей стране – в составе коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Девочка на шаре» была привезена к нам прямо из Парижа в 1913 купцом и коллекционером Иваном Морозовым. Постепенно, она стала символом, метафорой самого понятия искусства.

Пабло Пикассо Девочка на шаре. 1905
Пабло Пикассо Девочка на шаре. 1905

Пикассо писал эту работу, вдохновленный парижским цирком. Жизнь в большом европейском городе кипела днем и ночью, переехав туда, художник жадно внимал его красоте. Ранние этапы его творчества ознаменовались некими отношениями с уличной жизнью: барами, проститутками, преступниками.

Картина «Девочка на шаре» на серебряной монете Банка России 2012 года, посвящённой столетию ГМИИ имени Пушкина
Картина «Девочка на шаре» на серебряной монете Банка России 2012 года, посвящённой столетию ГМИИ имени Пушкина

Цирк же считался неким пристанищем, как талантов, так и мрачной подноготной, обратной стороной светской столицы. Но не за мистериями Пикассо приходил в цирк Медрано, а за формами и колоритом.

Именно там он делает первые наброски, изначально не касающиеся ни девочки, ни ее молчаливого спутника. Позже форма рождается сама и становится одним из главных символов живописи начала века.

Это произведение Пикассо – настолько хрестоматийная работа, что вряд ли найдется хоть один зритель, который станет утверждать, что ничего о ней не знает.-4

«Девочка на шаре» стала вечным воплощением гармонии и борьбы противоположностей. По своей сути, герои расположены в довольно унылой обстановке. Тусклая пустошь уходит буграми в горизонт, в качества стаффажа там присутствует женщина с детьми и лошадь.

Внимание переднего плана распределяется между утончённой акробаткой – совсем юной девочкой, балансирующей на шаре. Плавная окружность шара контрастирует с углами рук, согнутых в локтях. В качестве противопоставления ей Пикассо помещает атлета.

Почтовая марка СССР 1971 года
Почтовая марка СССР 1971 года

Его внушительная фигура занимает большую часть холста, молодой мужчина написан в пол оборота, основательно расположившимся на кубе. В композиции явно ощущается противопоставление форм – шара и куба, как и двух главных героев – гибкой девочки и массивного атлета, который восседает тяжеловесно, как скала.

В этом сравнении Пикассо хотел показать и противоречие искусства как такового, постоянный поиск баланса, пустоту одиночества и вечную красоту простых вещей, на поиск которой очень часто у художника уходит вся его жизнь.