Это произведение Пикассо – настолько хрестоматийная работа, что вряд ли найдется хоть один зритель, который станет утверждать, что ничего о ней не знает.
Вероятно, столь ключевым мировой шедевр стал еще по той причине, что хранится именно в нашей стране – в составе коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. «Девочка на шаре» была привезена к нам прямо из Парижа в 1913 купцом и коллекционером Иваном Морозовым. Постепенно, она стала символом, метафорой самого понятия искусства.
Пикассо писал эту работу, вдохновленный парижским цирком. Жизнь в большом европейском городе кипела днем и ночью, переехав туда, художник жадно внимал его красоте. Ранние этапы его творчества ознаменовались некими отношениями с уличной жизнью: барами, проститутками, преступниками.
Цирк же считался неким пристанищем, как талантов, так и мрачной подноготной, обратной стороной светской столицы. Но не за мистериями Пикассо приходил в цирк Медрано, а за формами и колоритом.
Именно там он делает первые наброски, изначально не касающиеся ни девочки, ни ее молчаливого спутника. Позже форма рождается сама и становится одним из главных символов живописи начала века.
«Девочка на шаре» стала вечным воплощением гармонии и борьбы противоположностей. По своей сути, герои расположены в довольно унылой обстановке. Тусклая пустошь уходит буграми в горизонт, в качества стаффажа там присутствует женщина с детьми и лошадь.
Внимание переднего плана распределяется между утончённой акробаткой – совсем юной девочкой, балансирующей на шаре. Плавная окружность шара контрастирует с углами рук, согнутых в локтях. В качестве противопоставления ей Пикассо помещает атлета.
Его внушительная фигура занимает большую часть холста, молодой мужчина написан в пол оборота, основательно расположившимся на кубе. В композиции явно ощущается противопоставление форм – шара и куба, как и двух главных героев – гибкой девочки и массивного атлета, который восседает тяжеловесно, как скала.