По пути на работу в автобусе я по обычаю развернул газету. Читаю, ничего интересного - объявления, новости о временном прекращении стройки спорткомплекса и ещё куча разной лабуды, которой я зачем-то забиваю себе голову с утра пораньше. Никак не отучусь от этой привычки, иногда думаю, что лучше бы читал книги. Да вот только не хочется связь с реальностью терять что ли. Интересно знать, что творится вокруг.
Я зевнул и уж было подумал, что газетёнка своих сорока рублей не стоит, как тут же наткнулся на строчки со словами "... Управляющий социальным учреждением несколько лет обворовывал людей с ограниченными возможностями...". Почему-то я заинтересовался, чуть не пропустил свою остановку, на ходу начал переворачивать страницы, бегло оглядывая текст.
Вкратце статья повествовала о том, что глава местного соц. приюта на протяжении трёх лет снимал с карт пациентов их пенсии и тратил на себя. В ходе расследования оказалось, что он втянул в это грязное дельце чуть ли не всю свою поганую семейку: сын был замом, сестра помощником, жена тоже занимала какую-то должность, но ушла от дел, так как в их семье родился ребёнок.
Не знаю, чем зацепила меня эта новость, что в ней было такого? Я шёл и думал: "Ничего удивительного. Такая грязь сплошь и рядом и даже хуже". Но тем не менее я прокручивал вычитанное из газеты в голове ещё много раз.
Перед сном я всё размышлял "Как можно больных бедолаг обворовывать? Как?! Мир окончательно прогнил...".
Но спустя несколько дней мои терзания прекратились, затянула работа и дела по дому.
Как-то раз договорился я с друзьями собраться в баре - у одного машина поломалась, у другого кредит и маленький ребёнок, меня просто рутина заела. С нами зацепился ещё один наш старый знакомый - пижон и пройдоха, ему лишь бы гулять, в общем, решили мы все вчетвером расслабиться и посидеть компашкой.
Вечер проходил ненапряжно, каждый говорил о своём: Витек жаловался, что ему машину не на что чинить, Саня на недосып от детского плача, а Борька все пытался девок высмотреть. Прозвище у него кстати было "Погремушка", потому что он постоянно трындит, а ничего не делает. Пользы от него как от погремушки. И вот он в очередной раз куда-то отошёл, а мы с мужиками и внимания не обратили на его отсутствие.
И вот смотрим Борька наш полез в драку на мужика. Ну драка это громко сказано, Борька драться не умеет, только понтоваться и угрожать, а чуть что бежит так, что от него пятки сверкают. Ну и окликнул нас какой-то парень, да и говорит: "Ребята, это случаем не ваш ли дружок на кого-то бочку катит?". Мы смотрим, а эта Погремушка наш стал кулаками махать. Ну и пошли мы этого дурачка оттаскивать, пока он не успел еще чего набедокурить.
Саня сказал, что ему пора закругляться - дома жена, ребенок, негоже ему допоздна засиживаться. Взял с собой Борьку и заказал такси. А мы с Витьком решили остаться да подольше посидеть.
Когда Витёк отлучился, я подошёл к мужчине, к которому прицепился наш Борька, и хотел попросить прощенья за это недоразумение.
- Ты не держи зла на него, он сначала делает, потом думает или не думает вовсе, такой он человек. Уверен дальше понтов дело бы не зашло, он горазд на угрозы не более.
Я заказал у бармена напиток, показал два пальца, он мне кивнул. Подали по стакану, один из них я протянул мужичку. Он учтиво наклонил голову и жестом показал, что не будет. Выглядел спокойно, меланхолично, как не на своём месте. Он отвечал мне:
- Ничего страшного, можете не извиняться, всё в порядке.
И продолжил тихо сидеть. Я поинтересовался, может, у него проблемы какие. Он промолчал, а потом рассказал, что Борька наехал на него из-за случая с соц приютом.
- А что же вы ему такого сказали? Неужели он на стороне этих отбросов?
Мужчина грустно ухмыльнулся и сказал:
- Я один из них...
И только тут до меня дошло, что фотография в утренней газете и этот человек, одно и тоже лицо. Я с недоумением глядел на него, во мне перемешивались разные чувства - удивление, отвращение, злоба. Как ни посмотри на этого дядьку сейчас - нормальный человек, его образ не вязался с тем, что написано в газете.
- Ну ты и мразь, - сказал я и пошёл прочь от него.
Подходя к стойке бара, я обернулся, чтобы ещё раз посмотреть на лицо этого ублюдка. Как ни странно, в его выражении не было ни капли обиды, злобы, желания сопротивляться оскорблением, только смирение.
Это взбесило меня ещё больше. "Смеётся надо мной?! Не раскаивается? Припеваючи живёт, ходит по барам". И я решил продолжить разговор. И он вдруг открылся передо мной, рассказал мне, как было дело, с уточнениями, мол "Твоя воля верить мне или нет, но уверяю - я говорю правду ".
От него я услышал, что да, пенсии он и вправду снимал. Услыхав начало, я сжал кулаки и еле сдержался, видя с каким спокойствием он признается в содеянном, но продолжал слушать, что подлец скажет в своё оправдание. Далее он объяснил с какой целью так поступал: денег, выделяемых государством, на обеспечение учреждения не хватало, постоянные прошения и ходатайства никак не помогали. Он долго терпел, жил так, смотря на этих обреченных людей, мирился с несправедливостью. Его сын был мальчишка идейный, он то и подтолкнул отца на эту мысль, сказав:
"Пап, почему бы тебе не снимать пенсии больных и тратить деньги на их нужды? Сам рассуди: большая часть из них останутся в стенах приюта до конца жизни, у кого-то нет родни совсем, кого-то сдали намеренно, так как не могут сами обеспечить должный уход. А в чём же тогда суть учреждения, если мы создаём плохие условия для них? Старики почти не покидают заведение, всё время проводят там, а деньги с их пенсий всё копятся и копятся, а после смерти достанутся тем, кто их сюда же и упёк".
Мужичок сказал, что долго думал, но всё же решился. На те деньги, что он снял, были куплены новые кровати, проведён косметический ремонт - покраска стен, замена линолеума, старых стиралок на новые, также управляющий заведением старался периодически менять больным одежду, закупал самую простенькую, зато новую.
Позднее к делу подключился сын, которого с юных лет увлекала тема волонтёрства. Жена работала с управляющим, помогала вести дела. Сестра была обычным бухгалтером, не участвовавшим в этой истории, и тоже попала под раздачу.
Я спросил, как же ему удавалось скрывать это целых три года.
Мужичок ответил, что всем так и было бы всё равно, если б не недавние выборы. Вместе с новым губернатором пришли новые министры финансов, здравоохранения. Вот и его решили потеснить с должности, поставив чьего-то дружка.
Я слушал его внимательно и спросил: "И что теперь с тобой будет?".
- Несмотря на чеки, свидетельства людей и другие доказательства, мне светит срок. Сейчас пока подписка о невыезде и разборки в судах. А самое ужасное это то, что уголовное дело коснулось и сына с женой и сестры.
У меня тогда не было слов. От услышанного были двоякие мысли наподобие: "Ну в самом деле, а кто он такой, чтобы нарушать правила? Закон един для всех!" или же "Вот бюрократия, ну человек же благое дело делал, а его мало того, что оболгали, так ещё и... Неужто всегда так важно смотреть, как по закону? А если в саму суть поступка заглянуть?".
Я поговорил с бывшим управляющим приюта ещё немного, не зная, чем приободрить и поддержать его. Он оказался и вправду приятным человеком.
За то время, что мы говорили с ним , Витёк уехал домой. А я, выйдя из бара всё прокручивал слова того мужичка.
На следующий день я ехал на работу, держа в руках книгу вместо газеты и думал: "Надеюсь, что здесь больше правды..."
Прошу вас подписываться на мой канал. Если вам по душе мои рассказы, то просьба оставлять комментарии и ставить лайки.