Кто Пугачева для российской культуры? Ангел или Демон? В связи с последними событиями, время подводить итоги. И мы найдём свидетельства её злодеяний для нашей культуры: как она ломала судьбы певцов, композиторов, любовников. Как и что насаждала. Шаг за шагом, мы размотаем этот клубок. Подписывайтесь на наш телеграм, следите, комментируйте.
***
Столкновение восходящей звезды и закатывающейся, но не желающей этого принять, заканчивается печально. Столкновение красивой женщины и некрасивой, всегда заканчивается трагически. Особенно, если сталкиваются 2 кардинальных противоположности. Например, красавице Лине Моргана столкновение с уродиной Стефани Джерманотта (Леди Гага) стоило жизни.
Эта грустная история - не предмет данного поста, потому что речь пойдет о других антиподах. На восхождение Агузаровой пришелся самый пик надлома, пронзившего Пугачеву. Агузарова же стала и самой жестокой ее жертвой. И чем более усердно сама Агузарова это опровергает (Жанна Хасановна, мы Вам безусловно верим и верим, что Вы убедительно играете эту роль!), тем более очевидным это становится!
Восходящая Агузарова обладала ровно всем тем, чем закатывающаяся, но никак не желавшая этого принять, Пугачёва, не обладала и обладать не могла.
Чистый и высокий голос вместо сиплого и пропитого. Тонкая и звонкая. Ослепительно красивая улыбка, вместо зубов из ада у Аллы, которые она потом сменила на вставные.
Выразительные черты лица, высокий рост, стройность и порода - все это позволяло Агузаровой быть абсолютным стилистическим эксклюзивом. Способность петь не только рок-н-ролл, но и этническую музыку без фальши и манерности, убедительно и без фанеры, даже без аккомпанемента, сражала на повал.
Тем смешнее оказалась попытка Пугачевой перепеть и перелопатить на свой манер хит Агузаровой, звучавший чисто, свежо и современно благодаря грамотным аранжировкам, правильному темпу и безукоризненному чувству стиля создателей.
Говорила Примадонна одно - я "хочу себе замену" (подразумевая, что она единственная и незаменимая, что уже является признаком нездоровья, - если такое скажет хирург, космонавт или профессор, его запечатают в дурку), а делала ровно противоположное - "я, я, я, мне замены нет, всё будет по-моему", и это принимало карикатурные формы. При попытке спеть агузаровский хит "под себя" у Борисовны получился прокуренный шансон и пафосный пафос:
Композитор Антон Светличный говорит о разнице в этих композициях следующее:
У Пугачевой в результате выходит китчевый протошансон — пипл его, конечно, прекрасно хавает и просит добавки, но относиться к этому всерьез совершенно невозможно.
Например, там гармонический язык плавает, куски не стыкуются друг с другом стилистически. Во вступлении слышен явный западный adult contemporary 80-х (строгая диатоника, аккорды с надстройками и даже slash chords, флейта пана и чистая гитара в аранжировке). Такой Джордж Майкл, куда-то в ту сторону, все романтические баллады сразу. Но начинается куплет — и нас вихрем уносит в советский (или брайтонский) ресторан. Отклонение через II-V в субдоминанту - и все, приплыли в лужу, из-под маски Уитни Хьюстон показывается Люба, прстгспд, Успенская.
Со второй половины куплета вползает еще и Игорь Крутой и приносит свой дешевый пафосный рояль. Причем дальше его будет только больше, в припеве по максимуму, а в ключевых местах он еще и голос дублирует, будто ему клавир оперы Пуччини утром показали. И каденция в конце припева — тупая-тупая, шаблонная-шаблонная, как в задаче по гармонии.
Переходим к версии Агузаровой — и вдруг оказывается, что из этого же материала можно сделать почти приличную музыку.
Надо написать другой текст — более мрачный и определенный, не сглаживающий, а обостряющий историю и эмоции (придешь — велкам, а не придешь — забуду; в пугачевской версии этой резкости не осталось и следа). Вместо разливанной романтики — темный нуарный свинг. Взамен рояля — панковские расстроенные гитары. Там вообще вместо Крутого в гости на студию зашел, похоже, Курт Кобейн, поиграл, и еще и подпел немного.
Взамен размазывающих гармонический стиль в соплю отклонений и типовых каденций по ГОСТу — блюзовый квадрат в соло и редукция сетки до возможного минимума в остальных местах. Плюс цитаты из Джеймса Бонда. Взамен Любы Успенской — отвязный марсианский вокал (см. особенно конец второго припева и дальше соло).
Если исполнителю стало изменять чувство стиля - он деградирует. Если прокурены голосовые связки - он деградирует. Если само время изменяет исполнителю - он деградирует. Деградировать, терять чутье, терять голос, терять остроту и актуальность, - нормально. Ненормален отказ посмотреть на себя объективно и вовремя уйти на заслуженный отдых, вместо этого делая из себя всесоюзную решалу от музыки - роль, которую, в капиталистическом обществе никто не позволяет на себя примерять, а в социалистическом должен иметь только министр культуры. Пугачева на закате своего таланта не ушла, чтобы уступить дорогу другим, а решила создать музыкальную мафию и стать ее кардиналом. Последствия этого мы расхлебываем по сей день и неизвестно, преодолеем ли когда-либо. Тогда, на закате 80х, чем хуже становился талант Пугачевой, чем больше вместо женственности, вылезали в ней манерность и хабальство, тем больше она не унималась: пели "В городе моем, - Борисовна пела "Три счастливых дня" на тот же мотив, пели "Рябиновые бусы", Борисовна не унималась с "бусами коралловыми". Борисовна отбирала то, что исполнено не ей и плохо лежало, как Айсберг, Борисовна воровала плохо лежащие мелодии на Западе и Востоке, Борисовна заручалась поддержкой и гей-сообщества, и КГБ, словом, её несло. Тяга к влиянию подменяла в ней тягу к подлинному величию, а чувство собственной важности начисто уносило в ней здравость самооценки.
"Больше в телеке Агузарову вы не увидите!" - открытым текстом признаётся сама Пугачёва!
Немудрено, что Жанна Агузарова была Алле как кость в горле: нельзя было скосплеить Агузарову, нельзя было обрести стать и породу, свежесть голоса, взгляд. Нельзя было примерить на себя ничего из стиля Агузаровой. А если ты не можешь что-то побороть - возглавь и обезглавь. И 86 году Алла Борисовна официально возглавила стремительно набиравшую обороты Агузарову:
Сейчас мы с Вами посмотрим, как это было. Уверяю, это было ОЧЕНЬ любопытно. Нюансы передачи ЯВНО стоят того, чтобы ее пересмотреть. Особенно с позиции сегодняшнего дня. Опустим удивительное дело, что вместо гостьи (Жанны), разговаривает в основном Алла. Перейдём к самому вкусному в этой передаче.
Народ тогда умел не только лизать задницу и заискивать, но и задавать вопросы, поэтому с места в карьер Аллу, перефразируя, спросили:
- А чего тебе надо от группы "Браво"? Кто ты такая что ей покровительствуешь?
-А мне бы хотелось ЗАМЕНУ СЕБЕ.
Это она говорит о готовой сработанной группе, собиравшей залы, известной с 83 года, имеющей репертуар. Ты, оказывается, настолько незаменимая, что должна искать ЗАМЕНУ СЕБЕ. Уже тогда Пугачева была в далёком зазвезде - это была марсианкой она, а не Агузарова. Уже после этих слов можно было вызывать санитаров (не Агузаровой, а Пугачевой), но тогдашнее общество хавало подобные заходы, как должное.
-Какую новую женскую тему Агузарова несет?
-Это МОИ темы в 16 лет - заявляет Пугачева.
-но мы хотим видеть новое, не унимается журналистка.
Если Вы дочитаете эту статью до конца, я расскажу, что принципиально новое несла Агузарова.
И, вишенка на торте:
-А можно ли Вас в телевизоре ЕЩЕ где-нибудь увидеть?
-Это вопрос ко мне! - заявляет Пугачева. - Ленинградское тв НАМ подходит, а остальные - нет (на остальном ТВ царствовала Борисовна, и она тут прямым текстом признается, что Жанну она туда пускать не собирается!)
Ты кто? Директор гостелерадио? Официальное лицо? Далее о себе, о группе Браво и об Агузаровой Пугачева говорит исключительно "МЫ", и публика это принимает как должное. Страна непуганых идиотов - наиболее меткая характеристика тогдашнего общества. Поражаешься, как у людей ничего не ёкнуло после столь вызывающей откровенности: "Ленинградское ТВ наиболее нам подходит, остальные нет" - отвечает Пугачева на прямой вопрос, увидим ли мы еще Агузарову в телеке, из которого сама Алла Борисовна ВООБЩЕ никогда не вылезала.
Кто устроил облаву на Агузарову, отправил ее в психушку и на лесоповал?
В 1984 году (Агузаровой 21 год) на одном из концертов в московском ДК началась милицейская облава. Оказалось, что музыканты не согласовали тексты своих песен и строки «Я мимо проезжаю в „Чайке“» истолковали как иронию в адрес партийной номенклатуры.
Когда правоохранители задержали Агузарову, ее паспорт оказался поддельным. В нем значилось имя Иванна Андерс. Фальшивка была настолько примитивной, что сомнений не было: Жанна сама вклеила свое фото в паспорт некоего Ивана Андерса.
По ее словам, она просто хотела скрыть свое провинциальное происхождение, поскольку боялась, что из столичной артистической среды ее выгонят как обычную «лимитчицу».
После странного поведения на суде ее направили на психиатрическую экспертизу. После этого один из создателей поп-группы «Мираж» Валерий Соколов говорил, что из психбольницы Агузарову вытащила Алла Пугачёва. Вместо хождения в смирительной рубашке, артистке пришлось полтора года потрудиться лесоприёмщицей под Тюменью.
История знакомства Пугачевой и Агузаровой - дело темное, но скорее всего, оно произошло раньше инцидента с облавой. Если кому-то удастся эту историю раскопать (мне этого не удалось), он сделает большое дело для российской музыкальной историографии.
Но нам интересно не то, что Пугачева вытащила Жанну из психушки, а кто и почему ее туда упрятал. Придрались к "Чайке" с намеком на номенклатуру? На каких идиотов рассчитано это объяснение, когда Макаревич со своими "Марионетками" и фигой в кармане по отношению к стране, колесил повсеместно и заколачивал баснословные барыши, и вообще весь подментованный рок - все эти Макаревичи-Гребенщиковы спокойно собирали кассу, неся со сцены ОТКРОВЕННЫЙ негатив по отношению к стране и государству, зашибали баснословные барыши и собирали любые залы, НО НИКТО их не трогал, а у безобидной, светлой и чистой Агузаровой, которая даже не пила и не курила, нашли какие-то крамольные по отношению к советской власти слова. Неужели вы в это верите? Это реально сюр.
Кто и как заманил Агузарову в США, заслуживает особого внимания. Мы уверены, что сразу два афериста на ее жизненном пути подряд не могут быть совпадением.
Загадочный Игорь из Ялты, выглядевший на 100 баллов
Журналист задал экс-мужу Агузаровой Нику Полторанину вопрос:
-Ник, вернемся к рассказу об Америке. Насколько я понимаю, покидая родину — вы с Агузаровой сильно рисковали?
Ник:
— Не то слово. Это был огромный риск. Ведь мы ехали в никуда — в Америке у нас не было ни друзей, ни знакомых, ни родных. Хотя нет, знакомые все-таки были, на которых мы понадеялись. Но это отдельная история. Расскажу ее... Все в том же 1990 году в Ялте мы с Жанной играли в теннис. Вдруг к нам подошел некий молодой человек. Представился Игорем. Выглядел он на 100 баллов — дорогой костюм, блестящие ботинки, модная стрижка. Мужчина поведал, что он родом с Украины, но давно живет в Америке. Затем обратился к Жанне: «Я знаю, что вы известная певица, поэтому хотел бы помочь вам раскрутиться в Америке, где у меня полно связей». Игорь быстро втерся к нам в доверие и в какой-то момент стал чуть ли не лучшим другом нашей семьи. Он часто приходил к нам в гости с бутылкой вина, вел задушевные беседы. А уж сколько он всего обещал нам — и песни Жанне запишет, и на радио ее пристроит. Обычно я хорошо чувствую людей, но здесь интуиция меня подвела. В итоге мы отдали ему все диски с записями песен и 47 тысяч долларов, чтобы он помог нам встать на ноги в чужой стране. Позже, в Сан-Франциско, он взял с нас еще 2 тысячи долларов за «продюсерские» услуги. А потом исчез. Также пропали все наши записи. В свое оправдание Игорь сказал, что чемодан с дисками потерялся по дороге из Москвы в Сан-Франциско. Вину свалил на авиакомпанию перевозчика. В итоге в Америке мы остались ни с чем.
Помните булгаковского Мастера, у которого был Алоизий Магарыч, после посещений которого Мастер загремел в психушку? Агузаровой тоже "подвернулся" свой Магарыч, после которого она загремела в США. А как вы думаете, случаен ли этот Игорь, имевший возможность оказаться сначала в Ялте, а потом в Сан-Франциско? Я утверждаю: НЕТ. Обычный аферист просто бы смылся с деньгами, ему нафиг не нужны ваши записи, тем более ВСЕ. Обычный аферист не стал бы мотаться в Сан-Франциско и брать с Вас еще 2 тысячи долларов. Он бы смылся с 47 тысячами долларов, не тратясь на перелет в США. Он выполнял ЗАДАЧУ - дурачить Агузарову как можно дольше, чтобы в США она ЗАСТРЯЛА. Той же задаче явно служил и другой аферист:
Позже мы попались на удочку еще одного афериста. Он тоже много чего обещал, а в итоге пропал. И почему мы с Жанной были такими наивными? Верили всем? Потому и набили массу шишек.
Почему Агузарова не выстрелила в США?
Кроме того, что русские в этом мире без своей страны ничто, есть другая причина: певица это не только голос, но и музыканты. Это не только песни, но и продакшен. Звук. Если этого нет, за самым великим фриковством не спрячешься. Самый крутой голос в шоубизнесе - это неограненный бриллиант без оправы. И как продукт, это смотрится достаточно беспомощно:
Без оправы Агузарова осталась, еще уйдя из коллектива под крыло Аллы Борисовны. И это была огромная, роковая ошибка человека, с самого начала недооценивающего себя. И Пугачева, казавшаяся опорой и поддержкой, послужила той самой черной дырой, которая затянула в себя талант Агузаровой. Тот самый "черный сутенер", который "оформил на работу", как потом обобщила Агузарова опыт своих скитаний в США:
Понятно, что эту песню можно понимать буквально, а можно в переносном смысле, но она совершенно явно не лишена экзистенциального опыта самой Агузаровой: её ведь явно на поездку в США оформили. Понимает ли Агузарова сейчас, что от Пугачевой стоило держаться подальше, и быть нормальной московской рок-н-ролльной группой "Браво" без покровительства Борисовны было бы более полезным для здоровья решением? Или их настолько обложила флажками свита? Подробностей мы не знаем, ждем каких-нибудь мемуаров, где они всплывут.
Антиподы
Психологически, стилистически, личности Пугачевой и Агузаровой - абсолютные антиподы:
Пугачевой свойственно говорить о себе так, как будто ее талант вбирает в себя все остальные таланты. Агузаровой любое чванство, любое завышенное чувство собственной значимости, глубоко чуждо.
Пугачева постоянно пыталась уцепиться за тренды, копируя и примеряя к себе стилистику каждого времени в одежде и вокале, темы песен, сами песни. Агузарова вне моды, она про стиль.
Пугачева поет о чувствах, никогда не зная, что это такое, поэтому выходит про страстишки. Агузарова немного социопатична, что свойственно детям, чей отец их рано покинул, но полностью лишена страстей, о чем честно и поет со сцены. Брошенка, разведенка, равно как и в "омут с головой" - это не про Агузарову. "Ты нравился вчера, сегодня нравится другой." Но без "омута" страстишек, в который бросаются "с головой": Агузарова понимает разницу между чувством и страстью, она старается страсти в себе изживать, отказываясь от допинга и мяса, Алла же страсти в себе только культивирует, подхлестывая их веществами, интригами, - на протяжении всей своей карьеры. У Пугачевой было много мужчин, интересных, талантливых, - всех она пустила под откос. Мы знаем только одного мужчину Агузаровой, - Ника Полторанина, который только крепче встал на ноги; "с одним крылом", как после Алл-Борисны, не остался точно: будучи выходцем из России, не остаться бомжом в Голливуде, - дорогого стоит.
Пугачева постоянно ловит тренды и запросы плебса, заискивает перед толпой, публикой, пытается быть с публикой предельно и беспредельно доступной, неистово верит в правильность этого пути, исступленно проповедует его другим. Агузаровой запросы плебса не интересны. В итоге народ Агузарову не просто признал, он ее искренне любит.
Пугачева постоянно делала попытки "выскочить из мещанства", а выходил пафосный пафос, кондовый, буржуазный ("также как все", -подразумевая, что "я априори не такая как все", "любите меня за то, что умру", "без меня тебе лететь с одним крылом (и правда, высасывала до дна, - кто взлетел после Пугачевой? - только приземлялись), "кто родится позднее меня, на сцене займет это место" (так и не заняли, т.к. поляну жестко вытоптали) - эта тема самомнения фонит сквозь все творчество Пугачевой. Агузарова лишена пафоса, и она анти-мещанка до мозга костей. Это и было то новое, что она привнесла, но тогда особо мало кто это понял, судя по дурацким вопросам из "Музыкального ринга".
Пугачева родилась в Москве, Агузарова - в деревне. Пугачева за породой и стилем гонялась, а Агузаровой это все принадлежало без натяжек:
Пугачева стремилась стать "решалой" эстрадных судеб, упоительно наслаждаясь этой выдранной для себя у безвластия привилегией, и наверняка наслаждается результатом всего, что натворила и не успела, равно как и тем плачевным состоянием, в котором пребывает эстрада в России. "Ну вот теперь-то я точно у страны одна, меня никто не заменит". Агузарова от этого соблазна всегда увиливала, даже если предлагали места в музыкальных редакциях и деньги.
Наконец, Пугачева "эту страну", которая столько лет перед ней пресмыкалась и столько ей всего дала, "вдруг" возненавидела. Напротив, Агузарова посвятила песню "Чудесная страна" все-таки России, именно в 2022-м, тяжелом для страны году.
***
Подписывайтесь на наш телеграм, у нас большие планы - мы будем разматывать самые интересные тайны России и ее истории. Канал открыт для обсуждений и предложений! Там - никакой цензуры, вещи называются своими именами.
#пугачева #агузарова #шоубизнес