Найти тему
Школа стилистов Персона

Единственное наше убежище и спасение — это красота. Мировые войны и мода

Оглавление

ХХ век называют веком войн. А что происходит сейчас? Очевидно, что. Описывать текущую геополитическую ситуацию мы не умеем и не хотим, но уверены, что вам будет интересно почитать про жуткие кризисы прошлого века, во время которых творились великие и ужасные перемены в мире моды.

Итак, мы с вами рассмотрим некоторые моменты кризисов XX века, когда мода сделала ставку на радикальный креатив ради бегства от реальности.

 Платье Эльзы Скиапарелли с большим бантом на спине, сфотографированный легендарным Хорстом П. Хорстом (1949).
Платье Эльзы Скиапарелли с большим бантом на спине, сфотографированный легендарным Хорстом П. Хорстом (1949).

Мода циклична даже в мелочах. Например, массовое ношение масок впервые произошло не в пандемию, а гораздо раньше: в разгар эпидемии испанского гриппа 1918 года WWD призывал использовать толстые «защитные вуали», которые вернулись из прошлого, чтобы прикрыть головы и лица в качестве профилактической меры.

А вакцины с XVIII века привели к созданию прически à la inoculation, точно так же, как одна à la belle Poule была создана в честь одной из французских побед во время Войны за независимость Соединенных Штатов. История полна анекдотов и случаев, которые лишний раз доказывают мысль о том, что экономика и политика всегда влияют на моду.

Платье Жанны Ланвен, напоминающее силуэт восемнадцатого века. Помните широкие фижмы или панье? (1925).
Платье Жанны Ланвен, напоминающее силуэт восемнадцатого века. Помните широкие фижмы или панье? (1925).

Однако эволюция того, что мы надеваем, не ограничивается курьёзами и анекдотами. История моды написана параллельно с войнами. А ещё никто не может отрицать, что одежда, обувь, аксессуары вполне могут быть политическим инструментом. Например, Французская революция против избытка и роскоши Версаля или пуританство, которое ознаменовал мандат Оливера Кромвеля в Англии после свержения монархии в XVII веке, мгновенно повлияли на моду. От роскоши к минимализму и обратно — это вечная история.

Может, вы слышали забавную мысль о том, что длина юбки  поднимается и опускается вместе с фондовым рынком? Мол, в стране кризис, женщины идут на заводы — юбки, подметающие пол, больше не нужны. В одной старой статье в британской газете The Guardian известный историк моды Валери Стил сказала вот что: «Мода и искусство являются отражением живой истории так же, как и экономики».

Дизайны сестер Калло и Люсьена Лелонга, которые показывают перегруженность платьев 1920-х годов.
Дизайны сестер Калло и Люсьена Лелонга, которые показывают перегруженность платьев 1920-х годов.

Валери Стил особо подчеркнула, что мода испытывает острую необходимость в «эксцентричном и романтическом». А во времена войн и мировых катаклизмов нуждается особенно остро. Валери Стил совершенно права: всё сказанное ею подтверждается мировой историей.

И хотя мировая культура, экономическая политика и технологический прогресс без всяких войн и эксцессов привносят в моду фантазию, во время самых страшных мировых катаклизмов дизайнеры создают нечто особенно эксцентричное и роскошное. В разгар Второй мировой войны фотограф Ли Миллер, которая героически освещала конфликт для страниц Vogue, не раз подвергалась расспросам в духе: «Зачем вся эта модная фотография, когда страна борется за свою жизнь?»

Венда Роджерсон в платье с черным кружевом и блестками от Rahvis около лестницы в разрушенном доме на площади Гросвенор
Венда Роджерсон в платье с черным кружевом и блестками от Rahvis около лестницы в разрушенном доме на площади Гросвенор

«Именно сейчас красота — наш долг», — писал британский Vogue в 1941 году.

Во времена конфликта: как мода реагировала на мировые войны

Когда женщин вовлекают в войну, им не до роскоши. Некогда и незачем им разряжаться в пух и прах. Однако в последующие десятилетия женщины всё равно хотели возвращаться к ярким женственным образам, духам, чулкам, бархату и т. д.

Например, после Первой мировой войны мода 1920-х характеризовалась избытком во всех отношениях. Самые консервативные женщины носили  удивительно свободные и легкомысленные вещи, которые каким-то образом напоминали платья XVIII века. Жанна Ланвен и сестры Буэ создавали романтические дизайны с избытком цветов и бисера.

Та же самая Венда Роджерсон
Та же самая Венда Роджерсон

И они были не единственными. Роскошь определяла классическую моду 20-х: для компенсации простоты силуэта платья дополняли обильной вышивкой, тканями и аксессуарами, не экономили на деталях. Всё сияло: ткани с металлической нитью (тот самый люрекс), каблуки со стразами, бусины, бисер, стеклярус…

Любовь к танцам «ревущих 20-х» привела к тоске по роскошным вечерним платьям. Правда, теперь они укоротились до колена и были сплошь усеяны пайетками и бисером, иногда к подолу пришивали длинную бахрому и перья. В ритме джаза и чарльстона всё должно было кружить, сиять в ночных заведениях от заката до рассвета. Любовь к ар-деко и влияние японизма, столь присущее 20-м, означали, что дизайнеры часто включали роскошные ткани золотого цвета. Было очень много металлика, правда, тогда этот тренд назывался иначе. Мы забыли, как точно.

Дизайн с узкой талией Пьера Бальмена. Balmain (1949).
Дизайн с узкой талией Пьера Бальмена. Balmain (1949).

А вот Вторая мировая война гораздо сильнее повлияла на мир моды. необыкновенные усилия. Например, Франция и столица моды Париж были в ужасных руинах. Но модельеры объединились, чтобы продемонстрировать, что парижская Haute Couture может снова воссиять в своём прежнем великолепии. Было даже создано некое пространство для «магии и мечты». Что это значит? Намерение состояло в том, чтобы мода смогла возродиться во всех отношениях.

Известная модная редакционная статья 1947 года писала про некую Венду Роджерсон, которая появилась в роскошном вечернем платье посреди руин лондонского особняка после бомбёжки. «Она появилась как образ неповиновения, преисполненная решимости столкнуться с более светлым будущим [...]. Тогда, как и сейчас, люди нашли это утешительным», — написал Джо Эллисон в Financial Times.

Женственность в классическом понимании: фотография Сесила Битона & вещи Чарльза Джеймса
Женственность в классическом понимании: фотография Сесила Битона & вещи Чарльза Джеймса

После 1945 года модная индустрия столкнулась с некоторыми спорами: хотя роскошь не была полностью заброшена во время войны («Сделать это — это что-то героическое. Сделав их такими красивыми, это эпическая победа»,  написал Vogue о коллекциях, представленных в 1940 году), послевоенный период принес избыток, который в равной степени вызвал восхищение и возмущение.

Новый взгляд Кристиана Диора был воплощением этой жажды красоты: возвращение к традиционному канону с более классическим корсетным силуэтом, который был смоделирован по изгибам женщины: «Моя мечта сбылась. Это была реакция на эту бедность [...] После стольких лет я вернулся к своей главной миссии: украшать женщин. Моя первая послевоенная коллекция объяснила публике, что западная мода вернулась к правильной и красивой одежде, которой миллионы женщин были лишены много лет», — писал великий дизайнер в своих мемуарах.

Но Диору стали возражать и упрекать в том, что его вещи требуют огромного расхода ткани. Его так называемый new look нуждался в тысячах и тысячах метров: например, платье Шерри требовало восемьдесят метров белой файи.

Нежное платье Balmain с тремя розами на спине и талией в форме раковины
Нежное платье Balmain с тремя розами на спине и талией в форме раковины

Диор, конечно, был не единственным «расточителем». Пьер Бальмен и Кристобаль Баленсиага были ещё одними чемпионами высокой французской моды, которые довели Haute Couture до золотой эпохи в 1950-х благодаря объёмным платьям с узкой талией.

И им тоже требовались километры ткани. Но всё это роскошество прекрасно покупалось, потому что возвращение к гламуру послевоенного Нью-Йорка стало эффективным благодаря платьям Чарльза Джеймса: слои шелка, атласа, тюля служили для создания скульптурных творений в духе девятнадцатого века. Через дизайнеров костюмов Эдит Хэд и Адриана голливудское кино также вызывало эту ностальгическую ауру.

В период экономического кризиса

Слышали что-нибудь про общество потребления? Наверняка да. Этот экономический термин отразился на моде интересным образом. Люди стали покупать меньше, но более качественные вещи.

Головной убор в виде туфли является одним из самых известных сюрреалистических дизайнов от Elsa Schiaparelli.
Головной убор в виде туфли является одним из самых известных сюрреалистических дизайнов от Elsa Schiaparelli.

В своем эссе Recession Dressing модный журналист Кеннеди Фрейзер написала: «Старый интерес тратить больше на качественную одежду вернулся». Это был 1975 год. Несколькими десятилетиями ранее в осеннем каталоге 1930-х годов говорилось, что подержанная одежда — это нормально. Бессмысленные расходы ушли в прошлое.

А ведь мы с вами до сих пор живём в этой же парадигме. Винтажный бум (который продолжается по сей день!) появился как логическое следствие рецессии 2008 года, как и во время предыдущих кризисов.

Периоды экономических кризисов продемонстрировали твёрдое намерение разумного потребления моды. Великая депрессия и крах 1929-го уступили место десятилетию 30-х годов, силуэты снова стали женственными, талия вернулась на своё законное место. Мода характеризовалась абсолютной фантазией с неожиданными вмешательствами из других контекстов.

Работы художников-сюрреалистов оказали огромное влияние на работу таких дизайнеров, как Эльза Скиапарелли. Кто мог ожидать от неё нежного белого платья с огромным красным омаром в стиле Сальвадора Дали или шляпу в форме перевёрнутой вверх ногами туфли? А Чарльз Джеймс сотрудничал с Жаном Кокто — ещё одна из самых эксцентричных фигур моды 30-х.

На заре Второй мировой войны появилось историческое течение, которое прибегло к ностальгии как к форме эскапизма. Показы того времени отражали интерес к эпохе Возрождения и стилю рококо. Vogue точно определил эти творения как эскапизм: «Глаза дизайнеров смотрят в прошлое, возможно, потому, что они не осмеливаются смотреть вперед», — отрывок из статьи 1939 года.

Там писали о корсетах, которые позволяют женщине получить талию «размером с поясное кольцо» для костюмов Молиньё, курток Schiaparelli или для платьев Chanel. В разгар этого исторического течения коллекция Balenciaga 1939 года представила силуэт Инфанты, который также подчеркивал талию, вдохновленную картинами Диего Веласкеса. Довоенная тенденция несколько улучшила новый силуэт, однако потребности войны направили моду в другом направлении, поэтому корсеты были быстро забыты.

Модель в атласном платье с накладной юбкой из черного тюля, Molyneux (1936).
Модель в атласном платье с накладной юбкой из черного тюля, Molyneux (1936).

Представляете, как это интересно! Женщин только-только освободили от корсетов, а они снова захотели в них вернуться.

Анализ The Guardian в 2008 году показал, что рецессии в 70-х и 90-х годах принесли сильную ностальгию. 1970-е годы были вдохновлены не только экзотикой восточных культур, (мы писали невероятно интересную статью про богемный стиль) но и энергетическими кризисами 1973 и 1979 гг. В 1976 году Ив Сен-Лоран представил свою осеннюю коллекцию под названием «Русские балеты», в которой прямо упоминался воображаемый цвет русских балетов, прибывших в Париж в 1909 году. И опять же нам есть что предложить нашим читателям о том, как наши русские балеты Дягилева, творчество Бакста и других авангардистов всколыхнули мир моды.

Русская коллекция Ива Сен-Лорана (1976).
Русская коллекция Ива Сен-Лорана (1976).

А вот что говорили про Сен-Лорана:

«Эта коллекция имела огромное признание в то время, когда мир осуждал богатство. И это было роскошно», — вспоминал дизайнер много лет спустя.

Молодёжь 70-х годов использовала яркую моду как форму побега, связанную с музыкой: первый нефтяной кризис более или менее совпал во времени с глэм-роком и барочными нарядами Дэвида Боуи или Roxy Music. Вивьен Вествуд и другие неоромантики (также известные как Blitz Kids) избежали последствий кризиса 1979 года благодаря романтической моде: «Это были люди, которые работают с девяти до пяти, выходят и живут своими фантазиями. Они хотели бы сбежать с работы от всей этой депрессии», — сказал Стив Стрэндж, основатель самого известного клуба неоромантизма.

-13

В своей книге Даниэль Делис также ссылается на кризис, который произошел в 1987 году: «Во времена тревоги и социально-экономических кризисов люди смотрят в прошлое, чтобы переместить себя в более простое время и решить этим все свои проблемы», — пишет он, имея в виду дизайнеров 80-х. Вы помните яркую гремящую моду того времени? Гротеск, избыточность, подплечники, много блеска — это тоже своего рода убежище. Дизайнеры видели, что их клиенты чувствуют интерес к моде 40-х и 50-х годов: «Посмотрите на наше гламурное прошлое. Молодые дизайнеры смотрят не на юбки и свитера, а на шик 50-х и стиль Одри Хепберн».

Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion! А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)

ТОП-6 тенденций окрашивания волос осень/зима 2022-2023 гг.

Главные тренды одежды & обуви осени и зимы 2022–2023

Несправедливо забытая Бонни Кэшин — американская Шанель. Это она научила нас одеваться в кэжуал и любить трикотаж