Найти тему
Небо навсегда

ЗАЛЕТНАЯ КНИЖКА ЛЁТЧИКА. Часть 5. Первые полеты.

По мотивам рассказа Кирилла Аваева «ЗАЛЕТНАЯ КНИЖКА»

Все события, описанные в данном рассказе, подлинные. Автор рассказа и автор этой статьи разные люди, оба были участниками всех событий, описанных в рассказе. Фамилии вымышленные, но схожие с настоящими. Барнаульское ВВАУЛ, выпуск 14-й (1980-1984).

Часть 5. Первые полеты.

(Продолжение. Предыдущие части)

В Алейск для подготовки казармы к проживанию был заброшен десант: два десятка курсантов с молотками и пилами, среди них оказался Пылюк. Спали они все вместе на нескольких сдвинутых друг к дружке кроватях, навалив сверху все имевшееся в наличии теплое имущество – в конце апреля в нетопленой казарме холодно.

Дней через десять, когда половина десанта уже уехала в калманский лазарет с простудой, а остальные без бани и нормальной пищи стали вызывать жалость своим убогим видом, Игорь стал поэтом: как-то ночью, лежа под шинелью и трясясь от холода, он родил свои первые стихи:

Обещает быть весна долгой,

Только я не доживу, знаю.

Нас осталось человек восемь,

Да и те уже помрут к маю.

Бьют дождинки по щекам впалым,

Жить осталось нам совсем мало,

Из последних сил поем песню,

Помирать – так уж нам всем вместе.

Вот уж, кажется, примерз крайний –

Значит, нужно отдирать снова,

Не вернется он домой к маме,

А ведь так его ждали дома.

Где-то пятеро друзей наших

Варят нам уж два часа кашу,

Сапоги примерзли льдом к полу,

Умер восемь дней назад повар.

И как деды наши, в бой шли мы.

На лопатах уж застыла глина.

По субботам нам привозят фильмы,

Но смотреть их нет у нас силы.

Проорал петух – вставать нужно.

Эх, как раньше б соскочить дружно,

Но никто из нас не знал даже,

Кто сегодня снова спать ляжет…

У Бори все плохо. Летать хочется безумно. Других уже начали возить, Боря заправляет им перед полетом баки, потом слушает их рассказы об ощущениях и успехах, а сам все чего-то ждет: очереди своей, погоды, пока починят самолет… Вот уже две недели на каждые полеты ему планируют «облет района полетов» – первое упражнение в программе, – а слетать все не удается. То одно, то другое. Один раз даже запустил двигатель, шеф (инструктор) уже запросил разрешение вырулить, но полеты закрыли из-за засветки – грозового облака, которое подошло близко к аэродрому. В другой раз погода была, так Андрюха Ванечкин в полете обрыгал всю кабину. Конечно, Ванечкин должен был ее бегом вымыть, но его мутило,

Обрыгал в полете он уже не первый раз, и дело шло к его списанию – в общем, ему было блевать, успеет Елин слетать свой полет или нет. Пока заправляли самолет, он не торопясь принес воды, тряпку и полез в кабину. Время поджимало, по Андрюхиному лицу было видно, что его сейчас опять стошнит, поэтому Боря, выхватив ведро, сам полез мыть Андрюхину рыготину, но шеф махнул рукой:

– Елин, не гоношись, все равно не успеем…

Но в один прекрасный день все условия невероятным образом сошлись. Двигатель запущен, и инструктор везет счастливого Борю на взлетную полосу. Самолет вибрирует на неровностях грунтовой рулежки, пшикают тормоза, в наушниках слышен радиообмен, правда, с непривычки ни одного слова не разобрать.

Самолет замирает на старте, впереди полоса, уходящая к горизонту. Сейчас будет взлет! Сколько же можно было ждать этого взлета, задыхаясь от зависти к собратьям, уже испытавшим это!.. Борю захлестнули эмоции, он ничего не слышал, смотрел неотрывно на уходящую вдаль полосу.

Тронулись… «Элка» медленно набирает скорость, трясется, водит носом влево – вправо и, наконец, в последний раз задев колесом землю, взлетает. Как это не похоже на взлет пассажирского лайнера – «Элка» не взмывает, а именно отрывается от земли, с трудом, в самом конце полосы, выжимая в жару все из своего мотора, пережившего пять, а может, и восемь капремонтов. Зато какой обзор! Высота набирается медленно, скорость небольшая, все можно успеть разглядеть…Здорово!

Вот самолет на одной высоте с маленькими облачками, он идет прямо в одно из них – небольшое, красивое, правильной формы, но шеф делает крен сперва в одну сторону, потом в другую, и самолет объезжает облако, а белые щупальца пара проносятся мимо, и Боря загибает голову назад, провожая их взглядом… Он видит крыло, плывущее на фоне зеленой земли, плавно трогает ручку управления, и крыло уходит с земли и начинает двигаться по небу, – это уже его, Борино, крыло.

– Как самочувствие? – это шеф.

– Нормально.

– Держи ручку, ГП – 1200.

Боря выполняет горизонтальный полет на высоте 1200 метров, но на приборы смотреть некогда: все интересное – за кабиной. Самолет снижается до восьмисот метров, но шеф не возражает, требовать соблюдения режима в первом полете – пустое дело.

– Елин, отзовись!

– …

– Елин!

– …

– Елин, твою мать!

– А_а_а?

– Где у нас аэродром?

– …………….

– Золотую стрелку видишь? Доворачиваем на нее, жми «согласование курса», все, КУР – ноль, мозги нейтрально…

Самолет Л-29 Барнаульского ВВАУЛ. Фото взято с сайта http://bvvaul-barnaul.narod.ru
Самолет Л-29 Барнаульского ВВАУЛ. Фото взято с сайта http://bvvaul-barnaul.narod.ru

От автора статьи.

Первый полет с инструктором курсант запоминает на всю жизнь, несмотря на то, что управление самолетом полностью осуществляет инструктор с задней кабины. У всех он происходит по-разному, это первые ощущения, которые сравнимы с первыми шагами человека.

У автора статьи первый полет не задался. При заходе на посадку отказала гидросистема и шасси не вышло. Вот так, подумал, полетал. Инструктор выполнил все действия, предписанные в «Особых случаях в полете» согласно Инструкции экипажу самолета Л-29. Шасси благополучно стали на замки и на крыле появились полосатые штыри.

Некоторые термины.

Алейск - город в Алтайском крае России. Административный центр Алейского района. На окраине располагался грунтовый аэродром училища.

Калманский лазарет – санитарная часть в полку, место базирования Калманка.

Калманка - село в Алтайском крае России. Административный центр Калманского района. Расположен аэродром Панфилово.

«Элка» - сленговое название учебно-тренировочного самолёта самолета Л-29 (Aero L-29 Delfin).

ГП – 1200 – аббревиатура, образованная сокращением словосочетания горизонтальный полет (ГП) с указанием высоты, в данном случае 1200 м.

«Согласование курса» - кнопка на приборной доске в кабине самолета

КУР – аббревиатура, образованная сокращением словосочетания курсовой угол радиомаяка (Радиостанции). КУР – это угол между диаметральной плоскостью летательного аппарата и направлением на радиостанцию (радиомаяк).

Продолжение следует.