Василий Васильевич Верещагин – знаменитый русский художник, который в первую очередь известен своими изображениями военных действий, то есть как художник-баталист.
Он сам был офицером и активным участником боев, не раз подвергал себя опасности. Впрочем, и жизнь он свою закончил на войне, во время русско-японской (броненосец, на котором находился Верещагин, был подорван миной).
Его картины, посвященные военным действиям, были честными и натуралистичными, в них он без прикрас отображал, с чем ему приходилось сталкиваться во время его службы.
Он не старался как-то приукрасить действительность, свидетелем которой он был сам, или создавать свои произведения в угоду кому-либо, за что его не раз обвиняли в антипатриотизме и сочувствии к врагу.
Самому художнику было обидно слышать такие слова, особенно со стороны императора Александра II, в результате чего он даже сжег несколько своих картин.
Особенно возмутительной императору показалась картина «Забытый», где изображен мертвый русский солдат, а также видны уходящие вдаль войска, которые не похоронили умершего товарища.
Но, пожалуй, странно обвинять человека, который всю свою сознательную жизнь посвящал службе родной стране и рисковал собой ради неё в антипатриотизме.
Верещагин как раз-таки был ярым патриотом, но в это же время, он был человеком честным, не стеснявшимся показывать вещи такими, какими они есть, не пытаясь кому-либо угождать.
Однако, не смотря на то, что человек в большей степени посвятил свою жизнь войне, а своё творчество её натуралистичному изображению, на мой взгляд, он не всегда был рад, что всё идёт именно в таком ключе.
В конце концов, как говорил он сам: Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.
Во время военных командировок по службе, ему удалось побывать во многих странах, но также, много путешествовал Верещагин и самостоятельно.
Одной из серий его картин стала так называемая «Индийская серия», которая как несложно догадаться была посвящена Индии. Художник бывал там дважды, в 1874-1876 и 1882-1883 гг.
Там он перенес множество разных неприятностей: успел переболеть малярией, чуть не замерз насмерть при восхождении на Гималаи. Но главное, он сумел запечатлеть на своих картинах жизнь индийского народа, показать широкой публике в России диковинные для неё обычаи и красоты Индии. В совокупности, в эту серию вошло 36 картин.
Изображал он на них и красивую архитектуру (Тадж-Махал, Браминский храм, буддистские храмы) и различных людей (воинов, торговцев, монахов и факиров).
Также, важным было то, что художник проникся сочувствием и состраданием к индусам, которые находились под гнетом Британской империи. Как говорил он сам, одной из главных тем всей «индийской серии», была история заграбастания Индии англичанами.
Особенно заметны такие мотивы автора на картине «Казнь из пушек в Британской Индии», где мы видим жестокую расправу англичан над восставшими. Кроме того, репродукция картины была популярна среди деятелей национально-освободительного движения индусов, и её репродукция была напечатана в газете индийских политических иммигрантов «Фри Хиндустан» в США.
В целом, индийская серия вызвала широкий резонанс и была представлена на выставках не только в России, но также в Европе и США. Её со всей справедливостью, можно назвать одной из самых успешных и прекрасных серий работ художника.