Найти в Дзене
Будни эмигрантки в Берлине

Реалии турецкого сервиса! Или насколько важен человеческий фактор!

Продолжаю серию статей о Турции для неместных. Была весьма разочарована турецким сервисом, точнее его подачей, в этом году. Решила поделиться опытом, возможно кому-то будет полезно, ну и выскажусь заодно.

Всем привет, я Александра. Вы у меня на канале Будни эмигрантки в Берлине. Данная статья входит в цикл «Заметки о Турции» #заметки эмигрантки о турции

Турция-гостеприимная, сочная, яркая, такой я её всегда знала! Мне удалось увидеть её нетуристические стороны, благодаря моей подруге, которая живёт там много лет. За все свои визиты в Турцию, я не сталкивалась с плохим сервисом, но я всегда была с местными, а в этом году всё было иначе и я почувствовала себя туристом здесь. Часто мне не нравилось это ощущение. Турист/неместный/иностранец по-турецки будет «yabanci», произносится, как «ябанджи». И забавно и грустно.

Очень часто в этой поездке персонал не просто не пытался быть вежливым, а как нам показалось откровенно показывал своё презрение! 

Приведу несколько примеров, как негативных, так и позитивных! 

Начнём с негативных: 

Ситуация: «Турецкий чай»

Мы приехали на прогулку в Ичмелер и в какой-то момент решили передохнуть, выпив турецкий чай. Есть нам не хотелось, мы только недавно завтракали. Время было около 12. Людей нигде не было, я увидела в кафе бойлер для чая и предложила остановиться здесь. Официант принёс нам меню и мы вежливо отказавшись, сказали, что выбили бы чаю. Одновременно мы припарковали коляску со спящим сыном, выбрав самое скромное место у выхода. Официант(как нам позже показалось владелец заведения) нам резко возразил:

-« Турецкого чая нет!»

Мы опешили.

«Есть только кофе!», - будто пожалев нас ляпнул он! 

«Отлично, если кофе турецкий, я буду», -сказала я. 

Он настолько удивился и ушёл выполнять заказ. Когда муж сказал, что ничего не будет, мужчина не стал скрывать недовольства. На лице было написано примерно: «Да как вы посмели, нищеброды, заказать несчастный кофе?! (В воображении автора).

Пока мы сидели, он стоял над нашей душой🙄. В кафе, кроме нас сидела пара англичан, им принесли горелую пиццу, не аппетитного вида, как из заморозки и всё. 

Тот самый кофе
Тот самый кофе

Ситуация: «СетеВой супермаркет. "Отдел оливок. Продавец оливок"

Мы подошли к продавцу и вежливо попросили попробовать несколько видов оливок, после чего, сделали свой выбор и попросили запаковать их в вакуумную упаковку, так как нам везти их домой. Продавец сказал, что сделает, после чего возился несколько минут и мы поняли, что аппарат для вакуума сломан, но надежда была.

Я бродила по супермаркету, а муж ждал более 10 минут, после чего продавец всучил ему, с фальшивой улыбкой на лице 2 упаковки оливок, одна в вакууме, другая в обычном пакете и в другом пакете, чтобы скрыть недочёт. Сказал, что всё нормально. Благо, муж проверил. Ну почему-бы просто не сказать, что аппарат сломан!? В итоге мы не взяли товар, купили в другом месте.

Придорожные магазины
Придорожные магазины

Ситуация «конная прогулка». 

Вот эта история была одной из самых неприятных. Для нас, как для родителей маленького ребёнка, самый ценный ресурс-это время! Именно поэтому мы отказались от всех длительных экскурсий, на которые бы съездили с удовольствием. Было решено ехать на конную прогулку по заповеднику. Муж никогда не сидел прежде на лошади. Экскурсия по времени рассчитана на 3,5 часа. 20 минут в пути. И вот мы приехали. Около 20 минут ждали, когда начнёт происходить хоть что-то. Далее ровно 3 минуты объяснение так называемой «техники безопасности»и снова ожидание. Фотографировать/снимать самостоятельно ничего нельзя. 

В этой местности была конная прогулка
В этой местности была конная прогулка

Далее конная прогулка 12 лошадей в ряд, друг за другом по пыльной дороге. Лошади грязные, с клещами, некоторые выглядели нездорово, даже имена лошадей было выведать сложно, так как турки в 90% случаев английский не знают. Это предыстория. Езда на лошадях 35-40 минут. Мы рассчитывали на больше, исходя из времени экскурсии. Остальное время сперва нам пытались продать «задорого» фотографии и мы бы были не против, если бы фотограф протёр объектив, прежде чем их делать. 

Спустя 20 минут, когда вся наша группа посмотрела и отказалась приобретать смазанные фотографии мы спросили, когда нас повезут обратно. Нам ответили, что через 20 минут. А потом ещё через 15 минут. И когда я уже пошла возмущаться, потому что мы просто сидели без нормальных условий, мне сказали, что мы ждём группу людей, ко опыт катались на баггах и пока они все (человек 30) не посмотрят/купят фотографии, домой мы не поедем🔫. Отвечали мне даже не пытаясь быть вежливыми. Хамски. Впечатления очень испортились. 

Одна из трёх фотографий, сделанных на конной прогулке. Замученный ослик
Одна из трёх фотографий, сделанных на конной прогулке. Замученный ослик

Мы также брали экскурсию "морская прогулка" и там тоже всё было максимально заурядно и порой непрактично организовано, но морчкие пейзвжи спасли впечатения.

Несколько раз нас пытались просто внаглую обсчитать. Например, фирма, у которой мы купили «парасэйлинг», продала нам услугу и фотографии по одной цене, а когда мы вернулись, чтобы повторить для свёкров, продали также услугу, а фотографии на следующий день попытались продать на 30% дороже и вообще не хотели уступать! Было ясно, что они играют на чувствах и мы всё равно купим для родителей. В последний момент нам повезло было договориться с их менеджером на первоначальную цену без скидки. При этом на просьбу привезти родителей быстрее, при покупке нам сказали «туда и обратно», а в итоге они были  в море 1,5 часа. Летать всего 5-7 минут🙄

Это мы с мужем
Это мы с мужем

Таких неприятных моментов было, увы, не сосчитать. Это весьма подпортило впечатления от сервиса в этом отпуске. Мой муж и его родители весьма порядочные люди и для них это особенно неприятно. 

Но, как и обещала, расскажу и о другой стороне.

Безусловно не может быть всё плохо и мы, в принципе стараемся видеть хорошее! 

«Турки и гостеприимство»

Самые приятные моменты с нами случались в самых простых заведениях. 

В Стамбуле мы часто вечером приходи в кебабную возле дома и заказывали разные блюда с собой. Вечером с маленьким ребёнком не разгуляешься. Пока мы ждали, нас угощали турецким чаем и всегда давали что-то попробовать, например свежи дёнер. За три порции разных кебабов, с гарнирами, хлебом и салатом мы отдавали меньше 10$. Вообще чаем нас часто поили бесплатно, хотя в некоторых местах за него умудрялись ставить ценник по 25 лир.

В Мармарисе у нас также было одно излюбленное турецкие заведение. В меню у них чая не было, но по просьбе всегда приносили и по 2 порции, на семью из 4 врозлых. Денег никогда за чай не брали.

Так много чая, как в Турции, я не пью никогда
Так много чая, как в Турции, я не пью никогда
То самое заведение, куда периодически приходили поесть и чай всегда был бесплатным.
То самое заведение, куда периодически приходили поесть и чай всегда был бесплатным.

«Турки и дети»

Турки очень любят детей и всегда уделяют им много внимания. Сына постоянно угощали свежевыжатыми соками и какими-то вкусностями, разумеется с разрешения родителей. Всегда и и везде есть детские стульчики. Часто игровые зоны.

Ребёнок вниманием обделён не был😅. Фото с родитеями мужа
Ребёнок вниманием обделён не был😅. Фото с родитеями мужа

«Турки и щедрость». 

Практически всегда  покупке весовых товаров нам клали больше, чем нужно или угощали чем-то ещё. Если у меня не было 1-2 лир, мне их прощали, а однажды мне просто сделали скидку на товар (одежда) в дополнительные 50 лир, пробив, как уценёнку. 

вкуснейшие сладости и чай
вкуснейшие сладости и чай

Ситуация: «Честный таксист»

В один из дней, когда мы уже минут 30 пытались поймать такси уехать до дома. Ехать от центра было совсем недалеко,, но уже начинались пробки и все абсолютно таксисты отказывались нас брать, даже, когда мы предлагали заплатить не по счётчику. В приложении наш заказ тоже не брали. Мы уже устали и начали отчаиваться, как нам повезло. Таксист посадил нас, довёз путём почти без пробок и даже не возмущался всю дорогу (а они это очень любят).

В итоге мы с ним договорились и он отвёз и нас и мою маму на следующий после нас день в аэропорт, за адекватные деньги и с комфортом🙏🏻

Стамбул. Нишанташи
Стамбул. Нишанташи

Также у нас были разные ситуации с арендой жилья, после которых остался большой осадок, но об этом расскажу в отдельной статье. Эти истории заслуживают отдельного внимания. 

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал здесь. Будет много интересного. 

Если есть что добавить/возразить/сказать, жду в комментариях. 

Ваша эмигрантка🫶