Найти тему
Кино и немки

Чайка кричала нечеловеческим голосом

Первые впечатления от одноимённого сериала

"Чайки", 2022. Телеканал Россия-1, режиссёр Антон Сиверс, сценарий Стас Иванов, Василий Клепацкий

«Вот граница линии» — говорит Пореченков детям, играющим в пионербол. И наводит ногой линию на песке. Что за филологическое извращение? Линия и граница площадки — это одно и то же. Вот шар мяча, вот плоскость сетки.

Сама картинка местами ничего. Как в Фарго заснеженная равнина, так же красиво отснято синее море в первой сцене тренировки на песке. Но в Фарго бескрайняя белизна — основная локация, задающая и настроение, и даже развитие истории. А здесь бескрайнее море напоминает о безбрежном унынии сюжета и больше ничего не делает.

Вот Пореченков едет в такси с кислой физиономией. Не только неясно, с чего она у него кислая, но и не хочется выяснять. Хочется, чтоб наступила новая сцена — может она окажется интереснее.

Да не tutto было.

Пореченков приехал.

В дорого обставленном кабинете солидный спортивный чиновник волейбольной федерации в солидном неспортивном костюме расхаживает на всякий с волейбольным мячом в руках. Чтоб мы не забывали, что фильм о волейболе.

Пореченков беспричинно хамит чиновнику. Тот в ответ пересказывает Пореченкову его старый грех. В смысле пересказывает он зрителю. Самый пошлый способ в кино — не показать действиями, а рассказать словами.

Пореченкову предлагают возглавить задрипанную женскую команду. Он всё с той же кислой миной (как знал наперёд!) отвечает: «Я с бабами не работаю». Точь-в-точь как до этого в сериале «Дылды» (тоже про женскую волейбольную команду) кричал Павел Деревянко. Нет, оно, конешно, и на старуху бывает мокруха, и однажды в Голливуде дважды подряд экранизировали «Опасные связи». Но зачем повторять сбой Матрицы.

Гудят стропила и повествование стремительно несётся в разные стороны. Вот некий тренер Саша пересказывает спортсменке Кате их общую минувшую драму, которую они оба и так знают. Спросите: зачем? Так для зрителя же.

Теперь мама рассказывает той же Кате про заболевшего отца. На всякий случай напоминая и ей, и зрителю, что её отец это её отец. Мало ли, вдруг у Кати склероз (см. сцену с тренером).

Т.е. первые пятнадцать минут нам представляют экспозицию в основном устами персонажей. Такой себе радиоспектакль.

Который с каждой сценой становится всё громоздче (именно это корявое слово самое подходящее) и запутанней. Вот к Пореченкову и его жене приехала неизвестная ему внебрачная дочь. Всё это, разумеется, герои рассказывают по очереди друг другу и зрителю. Приблизительно с такого же эпизода закручивается фильм «Мой сводный брат Франкенштейн». Но как легко с места в карьер летит история после сцены с Ярмольником, Яковлевой и Спиваковским. Там, в «Сводном брате».

-2

Но не здесь. Всё смешалось в доме (сейчас отмотаю и уточню фамилию главного героя, ибо от обилия текстовой информации к пятнадцатой минуте вообще запутался кто на ком стоял). А, Тополь же его фамилия. Наверное, аллюзия на фамилию Карполь. Был такой женский тренер, очень жёсткий. Как руководитель оркестра из фильма «Одержимость».

-3

Всё смешалось в доме Тополя.

Кстати, ещё одна неприятная мелочь. Когда кому-то из героев звонят по телефону – зритель обязательно слышит голос в трубке. Некая параллельная вселенная, где все телефоны включены на громкую связь. Иначе как догадаться, о чём был разговор?

Сюжетные линии, конфликты и драмы сплошь скучные, банальные, вторичные и третичные. Кино обычно должно быть интереснее обычной жизни. А тут наоборот. Хотя в реальности, к примеру, в 90-е одним из тренеров сборной Украины и мужем известной баскетболистки был настоящий главарь грозной ОПГ. О сюжет! И придумывать ничего не надо. Так нет же. Блеклые производственные конфликты, унылые любовные треугольники и параллелограммы, внебрачные дети, путешествия из провинции в Москву и наоборот.

А ещё вот это. Абсолютная неправдивость каждого кадра с волейболом. Катя отжимается на тренировке. Показано лицо и руки по локоть сверху, но даже отсюда видно, что актриса ни разу не отжалась нормально. Не умеет спортсменка высшей лиги ни разу нормально отжаться. Наверное, в параллельной вселенной так тоже бывает.

-4

Вот в открывающих титрах нарезка кадров «игры» в волейбол. Девчонки, играющие волейболисток, играющих в волейбол. Вместо прыжков вверх над сеткой вяло трясут грудями, почти не отрываясь от паркета. Закрадываются сомнения, что никакого волейбола как такового в фильме нормально не покажут.

Понятно, что кино-то о людских характерах и судьбах. Что не пособие по отработке подачи и блока. Но тем не менее. Даже драки в индийских фильмах семидесятых выглядят убедительнее. Причём вместе с песнями.

Два примера.

1. Насчёт настоящести. Есть американский фильм «Одержимость». Он на самом деле про становление характера. Но фоном – барабаны. И половина эфирного времени занята экспрессивной, драйвовой, настоящей игрой на барабанах. Оторваться невозможно. Актёр, игравший парня, игравшего на барабанах — делает почти всё сам, и очень круто. Тем, кто разучивал бесконечные дроби (речь не о математике и не о наследстве) и парадиддлы — интересно само собой. Для тех, кто вообще никогда не задумывался как рождается музыка — приоткрывается завеса в мир магии. Оторваться — невозможно. А «Чаек» приходится заставлять себя смотреть.

-5

2. Насчёт хронометража. Здесь описаны только первые пятнадцать минут «Чаек». Но для сравнения первые — даже не пятнадцать — пять минут десятисерийного «Фарго» втягивают в такой круговорот событий и характеров, причём внятных, увлекательных, убедительных, что высвободиться можно только просмотрев все десять серий на одном дыхании.

3. Только что дошло. Ведь название «Чайки» — ещё и аллюзия на бессмертную пьесу Антона нашего Палыча. И от этого настроение становится особенно кислым. Как физиономия у главного героя.

Вдруг далее окажется, что я неправ — готов досмотреть первую серию и покаяться. Может даже в эпизодах покажут парочку настоящих волейболисток, которые могут взлетать у сетки ну пусть не на метр девяносто от пола (как рекордсмен кажется из Болгарии), то хотя бы на метр. Однако из главных героев такие же волейболистки, как из Петрова футболист.

И ещё. Если уважаемым читателям, досюда дочитавшим, покажется, что автор заметки просто нудный извращенец, которому не угодишь — неправда ваша. Упомянутые всуе первый сезон "Фарго", "Одержимость" и "Франкенштейн" — шикарные. Угодили.

-6