Найти тему
DOMI.TORII

Станция Дудино

Южнее села Взморье на 10 километров есть речка Дудинка, на которой сейчас стоит рыбразвод. Речка привлекает к себе рыбаков-любителей и летом в районе моста можно увидеть множество людей с удочками или просто отдыхающих на пляже. Раньше здесь был посëлок Дудино с железнодорожной станцией. Правда он исчез задолго до того, как сахалинские посëлки получали статус села.

В XIX-ом веке в районе Дудинки существовало небольшое селение айнов. Его упоминает в своëм отчëте флотский лейтенант, исследователь Южного Сахалина Н.В. Рудановский, который проходил здесь с экспедицией в конце декабря 1853-го года (по старому стилю).

«28 декабря. Из Отосан проехал селения Матуманай, Поронайбу и остановился в селении Сирароро».

Селения Отосан и Сирароро - это Фирсово и Взморье. Селение Матуманай - урочище Береговая на речке Чëрной (примерно 6,5 км южнее Дудинки), а Поронайбу - это и есть Дудино. «Поро» - значит большой, «най» - река, а «бу» («пу») - устье. Значит, название дословно означает «устье большой реки».

Ближе к концу XIX-го века на охотском берегу основывались русские населённых пункты. В 1897-ом году, на речках Чëрная и Дудинка были впервые образованы Береговое и Дудино. Вот что о последнем пишет С. Гальцев-Безюк в своей книге «Топонимический словарь Сахалинской области»:

«Селение Дудино, основанное в 1897 году и названное по фамилии смотрителя поселений 2-го участка Корсаковского округа в 1897-1899 годах коллежского асессора Дудина Алексея Андреевича. В 1899 году Дудин был уволен в отставку в чине надворного советника».

Однако и Береговое, и Дудино просуществовали недолго. В сентябре 1902-го года их обнаружил брошенными учëный-этнограф Бронислав Осипович Пилсудский. Знакомый айн рассказал ему, что лет 5 назад один смотритель поселений (скорее всего имеется ввиду вышеупомянутый А.А. Дудин) решил заселить охотский берег. Послали их сюда, заставили строиться, а даже огороды развести негде было. Здесь море, а там до самых гор еловый лес. Долина реки узкая, заливается весной и осенью. Напрасно вложили столько труда. Русские в то время жить у моря не умели. Потом приехал другой смотритель и селения были оставлены. Оба селения значатся в списке русских населённых пунктов за 1900-й год, но видимо в период 1900-1902 гг. они исчезли. В том же 1902-ом году айнское селение Матоманай было брошено после гибели шести рыбаков в море, которые отправились бить нерпу. Население его переехало в Отосан (Фирсово). А селение Поронайбу Пилсудский не упоминает, видимо оно было брошено ещë раньше, неизвестно по какой причине.

Хоро (Дудино) на японской карте, 1933 год. В посёлке отмечена школа.
Хоро (Дудино) на японской карте, 1933 год. В посёлке отмечена школа.

При японцах на месте бывшего русского села Дудино образовался японский посëлок Хоро (яп. 保呂), названый по созвучию с айнским Поронайбу (Хоронайбу). Население посëлка занималось в основном заготовкой древесины. Для вывоза леса была построена ветка узкоколейки, по которой брëвна доставлялись к железнодорожной станции Хоро, которая была основана в 1927 году. Недалеко от устья реки Дудинки был построен деревянный пирс, имелись чаны для засолки рыбы в период путины. На речке Чëрной образовался посëлок Матома (по аналогии с Матоманай), где также как в Хоро занимались лесом и рыбой, имелась железнодорожная станция. Оба посëлка относились к волости Сирануи-мура с центром в Сираура (Взморье).

В 1947-ом году, при советской власти, Матома и Хоро получили свои старые названия - Береговая и Дудино. Однако их послевоенная судьба сложилась не лучшим образом. Поначалу они относились к Фирсовскому сельскому Совету, но в 1954-ом году он был упразднëн и вместе с Фирсово они отошли ко Взморьевскому поселковому Совету.

Посëлок Береговая существовал в основном в виде железнодорожной станции, которая в 1973-ем году была закрыта и население разъехалось. В 90-х на месте станции образовался постоянный рыбацкий стан, который просуществовал пару десятков лет. А вот посëлок Дудино был покрупнее и подольше продержался. Было время, когда население его составляло несколько сотен человек, здесь заготавливали рыбу и валили лес, посëлок тянулся в долину Дудинки. В Дудино имелись магазины, школа, медпункт. От железнодорожной станции к морю тянулся тупиковый путь для вывоза песка из песчаного карьера, который обслуживался рабочими со Взморья. Однако население посëлка сокращалось и в 1985-ом году от него оставались только станция и карьер, а постоянное население насчитывало всего 12 человек.

Осенью 1988-го года в Дудино была последняя свадьба, а 19 июля 1993-го года железнодорожная станция была закрыта, что окончательно убило посёлок. После закрытия станции и тупика, песочный карьер стал работать с большими перебоями, песок приходилось отгружать на автомашины. В Дудино осталось только фермерское хозяйство организованное в начале 90-х годов, где несколько человек держали скот.

Некоторое время после закрытия станции Дудино, в бараке за мостом ещë несколько лет жил последний человек с дудинской пропиской. Это был пенсионер Василий Веселуха. Он прожил в Дудино большую часть своей жизни, оставшись на Сахалине после службы в армии. Работал он на железной дороге путейцем, даже некоторое время после выхода на пенсию, был награждëн знаком «Почëтный железнодорожник». Василий получил квартиру во Взморье, умер в марте 2000-го года, в газете «Советский Сахалин» был напечатан некролог. Поселившись в Дудино в начале 50-х годов он видел его расцвет. В посëлке закрывались предприятия, люди уезжали, а он оставался до конца. Приëмный сын переехал в Ново-Александровку, жена умерла, станцию закрыли, он остался один. Что мог чувствовать человек, который видел расцвет своего посëлка и его полный закат?

Когда умер Василий Веселуха, вместе с ним окончательно умер и посëлок Дудино...

© Дмитрий Суслов