Найти тему
Катя Степанова

Разговор о философии "Ёжика в тумане"(P.S: автобиографично)

Наверное, каждый задумывался над тем, почему в его большой или еще

маленькой биографии есть такие дни, которые он хорошо помнит…помнит

тактильные прикосновения «того» ветра; какие на нем были ботинки

«тогда», какая погода «в тот день» распоряжалась его окружением и весь,

до ниточки, сюжет событий, который с ним происходил; но при этом он не

может точно сказать, что было с ним неделю назад, и почему тогда он

решил надет именно ЭТИ желтые джинсы... Случается это потому, что мы

ярко запоминаем то, что так или иначе оказывает сильнейшее влияние на

нас, остается некими «триггерами» в нашей духовной жизни. Так

вот, так же случилось и со мной, я точно помню тот день, когда впервые

увидела этот «детский» мультик. Мне было 9 и было жаркое лето: июль 2013г.

Еще тогда, невнимательно и отрывисто, глядя в экран телевизора, я поняла,

что это далеко не пустой, бесформенный и некрасивый мультфильм…И

фразу Ежика о том, что «случится с лошадью, если она заснет в тумане», я

долго прокручивала в своей голове, совершая, цикличные путешествия в

рамках черепной коробки.

С того дня прошло достаточно много времени и, конечно, сейчас мои

взгляды на картину мира в чем –то изменились, в общем –то, как и на

многие произведения искусства. Просмотрев вновь это поистине

замечательное творение Юрия Норштейна, я снова закрепила установку в

сознании о том, что это культовый мультфильм. В эти 10 минут автор смог

вложить целую Вселенную, над разгадкой которой бьются десятилетиями,

люди, умеющие чувствовать БОЛЬШЕЕ. Эту работу Норштейна невозможно

воспринимать однозначно. В ней нет четкого сюжета, явно рассказанной

истории. Каждая сцена — метафора, аллегория, каждый кадр —

визуальный диалог со зрителем.

Ежик – это аллегория человека – обывателя, который еще не готов перейти

на новый уровень жизни, однако, осознал бесплодность своего

существования. То, что Ёжик, обычный, пустой обыватель, показывает то,

что каждый вечер он идет к своему другу Медвежонку (такому же

обывателю, как он сам) «считать звёзды» (признак пустого мечтательства,

подкрепленного бездействием, ну да, ведь он всего-то Ёж и как ему достать

до звёзд?!). Мультфильм как бы начинается с вопроса Ёжика: «А кто же я

есть на самом деле?» Для этого он решает заглянуть в лужу под ногами,

дабы найти ответ на поверхности, однако, его отражения не замечается

(признак того, что он неустоявшаяся, целая личность, пока он никто), зато

отражение Филина (темной стороны личности Ёжика), идущего с самого

начала, по пятам, за ним виднеется в луже, хоть и неотчетливо – это

символизирует то, что темная сторона личности Ёжика доминантна в отношении его самого.

(Ситуацию в которой человек понимает себя через другого наиболее ярко

описал французский психолог Жак Лакан в 20 в.: в момент обнаружения и

узнавания собственного отражения мы формируем понимание самих себя

.Это происходит у детей в период 6 -18 месяцев и называется « стадией

зеркала», т. е настоящее познание себя возможно только при участии

внешней стороны, от которой мы могли бы буквально отразится…)

Идя к Медвежонку, к теплому самовару и горячему чаю, Ёжику пришлось

пробираться, через большие, плотные заросли дрома(«– Черт возьми, –

вздохнул он. – Как же я выйду из этого лабиринта?!» «Генерал в своем

лабиринте» Габриэль Гарсиа Маркес), а после через густой плотный туман,

по сути, -аллегории перехода Ёжика в своё собственное сознание. Самое

главное существо, откровение, уготовленное ему, ради которого Ёжик

спускается в этот туман, – белая Лошадь, утонувшая в «сером полотне» по

грудь. Белая лошадь –это символ безграничной, тотальной свободы,

бесстрашия. Ёжик, осознав, что его некий дух свободы может захлебнуться

в тумане, решает идти туда, чтобы вызволить его. Там, в туманном «лесу»

своего сознания Ёжик сталкивается с собственным подобием, и через него

обретает себя.

Все образы, встречающиеся Ёжику в тумане –это его страхи, живущие в

нем…:

Улитка, которую он видит под листом, - символ медлительности,

застоявшейся и бесцельной жизни Ёжика, ограниченной толстым

панцирем обывательства и апатии;

Черная летучая мышь – символ страха и трусости Ёжика в отношении

перемен, изменений своего бытия;

Огромный, массивный слон – символ тяжести, выученной

беспомощности и равнодушия к собственному существованию.

Филин, как я уже, упоминала , тёмный двойник , альтер –эго Ёжика ,

который следует по пятам за ним, но ничего не может ему сделать.

Кстати, сам Ёжик совсем не боится Филина и даже напрямую называет

его «психом» и, возможно, он же догадываетс , что Филин - часть его

личности, с помощью которой он познаёт себя сам.

Блуждая в тумане, Ёжик натыкается на величественный, старый ДУБ -

символ глубинности, рационального эмпирического и метафизического

бытия, могущества, долговечности, духовной жизни. Дуб выступает

как мировое дерево, на нем держится весь мир. Образ дуба известен во

многих художественных произведениях, например, в романе-эпопеи

Л.Н.Толстого «Война и мир» описание значения этого древа занимает

несколько страниц данного произведения. Однако, мы видим, что дуб –

расколот на 2 части, именно это показывает раскол в жизни Ёжика,

некую трещину. Величие дерева так потрясает Ёжика, что он теряет

узелок с малиновым вареньем для Медвежонка – волшебный предмет,

символизирующий связь героя с реальным, обывательским миром. Он

в страхе начинает искать его, ведь так исчезнет то, что связывает его с

устоявшейся жизнью, зоной комфорта, кризализмом. Находит и

приносит узелок Собака – существо, являющееся проводником в

потусторонне царство. Далее Ёжик, падает в реку (своебразный порог,

ступень его осознания), он не пытается выбраться, а его фраза «Я в

реке, пускай река сама несет меня» - доказательство того , что он не

борец за свою жизнь, он равнодушен и холоден к ней, хоть и осознал,

что живет как-то пусто и ненаполненно. Плывя по течению, он снова

видит Лошадь, напоминающую ему о смысле; «НЕКТО» помогает

выбраться герою на сушу. Там он снова встречается с Медвежонком,

но после совсем безучастнно сидит с ним и считает, что осознал что-то

большее, что его другу никогда не будет понятно. Ёжик указывает на

то, что рад, что снова рядом с другом и всё как прежде, но при этом он

не перестает думать о лошади.

-2

Пройдя через туман и серию встреч с его обитателями, своими

страхами, Ёжик по- настоящему обретает самого себя, метафорично

находит гармонию с собой. Путь героя – обретение индивидуальности,

путь самопознания. Однако, не совсем, понятно, хватит ли смелости и

стойкости герою пересмотреть своё существование, Лошадь –то в конце всё так же осталась в тумане…

По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен, поскольку он

способен хотеть. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах,

кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

А значит, как только Ёжик действительно захочет обрести истинную

свободу от оков бесплодного мечтания, обывательства, Белая Лошадь сама обретет его.

-3