Беседа с руководителем танцевального коллектива Анастасией Блохиной настолько погружает в прекрасный мир танцевального искусства, что хочется задать ещё множество новых вопросов. А пока — порция вдохновения для маленьких танцоров, любителей и руководителей хореографических коллективов. Спасибо!
Прежде, чем мы будем говорить о коллективе, давайте поговорим немного о вас. Ведь атмосфера во многом зависит от руководителя. Расскажите, с чего началась ваша танцевальная история?
Я начинала свой путь, как и мои ученики, с танцевального кружка в Доме Пионеров. Очень строгая у нас педагог была, артистка Моисеевского ансамбля, благодаря ей мы точно знали, что такое труд и преодоление в искусстве-
Виктория Сергеевна звали! Потом было поступление в Московскую
Академию Хореографии (в прошлом -училище), далее 20 лет службы в Музыкальном театре им. К.Станиславского и В. Немировича-Данченко. Будучи артисткой, я училась в Российской театральной академии (РАТИ-ГИТИС) на педагога-хореографа. Конечно, атмосфера коллектива складывается из огромного ученического и театрального опыта. Ведь в театре и в институте нас учили выдающиеся деятели культуры, народные артисты, хореографы с мировым именем. Этому нельзя научиться в книжках или описать несколькими словами —это опыт многих поколений великих культурных деятелей, который познаётся в ежедневном общении, а теперь передаётся детям.
В любой работе всегда сложно начинать. Расскажите о ваших первых конкурсах, первых наградах - как это было?
Знаете, в педагогическую деятельность можно прийти случайно, а вот стать педагогом случайно — не получится. Такая игра слов: случайно — не случайно…О чем это? Вообщем, пригласили меня открыть творческий коллектив в школе, где учатся мои дети, ну я и согласилась. Работа с детьми совершенно не похожа на творчество взрослых, нужно знать возрастные особенности, анатомию, координационные возможности учеников. Каждый учитель выбирает для себя вектор развития объединения. Я сделала выбор в пользу результативности концертной деятельности и сценического творчества детей. Была возможность выходить в танцах на сцене родной школы (ГБОУ Школа №1409 города Москвы) - администрация всегда поддерживает творчество нашего коллектива. Далее мы стали искать конкурсные проекты не очень известные, чтобы дети почувствовали себя артистами на других площадках, умели организовать себя , поборолись за дипломы и призы. Конечно, с опытом и с взрослением детей, мы стали участвовать в конкурсах Департамента образования и науки города Москвы, во Всероссийских и Международных проектах, создали свой репертуар, создали алгоритмы быстрого выучивания заказных танцев к определенным мероприятиям. Все это приходит со временем, ну и конечно с усердием и желанием детей.
Какие награды сейчас считаете особо ценными в вашей копилке?
Самый сложный и значимый конкурс- это конкурс на Звание коллектива (Ведущий творческий коллектив города Москвы). Здесь очень сложные критерии оценок и соответствие с ними, большая гордость для любого коллектива Москвы.
Также, коллектив прошёл конкурс и участвовал в телевизионном проекте «Большие и Маленькие» на канале Россия-Культура, с участием выдающихся деятелей культуры.
Расскажите об эстетическом развитии детей. Какие музеи стараетесь посещать с детьми, как ещё знакомите их с историей балета?
Творчество и танец объединяют детей и родителей, но полноту жизни коллектива приносят неформальные встречи, праздники, поездки и культурные мероприятия. С детьми мы выезжали в Санкт Петербург, чтобы сходить в Мариинский театр на балет «Щелкунчик» перед Новым годом, в начале танцевального сезона и в конце, обязательно ищем экскурсионную театральную программу, часто я сама веду экскурсии для детей. Так, мы посетили Бахрушинский музей, музей-квартиру Галины Улановой, была возможность побывать за кулисами Большого театра и Муз.театра Станиславского и Немировича-Данченко. Понятно, что дети сразу всего не запомнят, но атмосфера культуры обязательно останется с ними на всю жизнь.
Что считаете самым сложным в работе с детьми?
С детьми не сложно. Сложно с родителями или, наоборот, легко. Сложно доказать значимость культурного образования, художественного, эстетического.
В вашем репертуаре есть три балетных спектакля: «Щелкунчик», «Спящая красавица», и «Снегурочка". Почему решили заняться постановкой таких крупных форм?
На самом деле наше театральное творчество пополнилось ещё двумя спектаклями. «Ундина, или Наяда и Рыбак» и «Карнавал».
Сейчас на уровне Министерства Просвещения в плане концепции реализации дополнительного образования очень активно продвигается тема театрального творчества детей (школьные театры).
Почему это важно? Во первых, это серьёзное подспорье в самооценке детей, так как не каждый воспитанник «конкурсный, результативный» в плане танца с определенными строгими критериями, во вторых, раскрывается индивидуальность каждого, так как в спектаклях играются роли и можно каждому подобрать образ и танцевальные движения. Детям понятен сюжет, есть протяженность во времени- все это положительно сказывается на эмоциональном и физическом развитии юных танцоров.
Прежде чем начать постановку первых балетных спектаклей в нашем коллективе, я проделала большую работу в изучении творчества коллег. Многие использовали отрывки из спектакля или же показывали 1,5 часовой перфоманс без сокращений. Такая форма оказалась для меня не очень подходящей. Современный зритель, дети не готовы сидеть такое количество времени на представлении, с другой стороны, организаторы конкурсов также ограничивают время фестивальных работ от 10 до 30 минут. Из этого теоретического опыта, я выработала определённые алгоритмы постановок. 15-20 минут используя основные композиционные и сюжетные линии. Это достаточно кропотливая работа, сокращение музыки, понимание сценария, нахождение персонажей на сцене, танцевальные композиции. Все это невозможно рассказать или вместить в теорию, этот опыт приобретён в долгой собственной творческой жизни, когда наизусть выучивается лексика определённых танцев, знается до мельчайших тонкостей музыка.
Театральные постановки очень интересны в работе с детьми, и интересны зрителям.
Поделитесь своими дальнейшими планами и надеждами в рамках своего коллектива. Какие цели, как руководитель, ставите для себя на будущий учебный год? К реализации каких новых идей планируете приступить?
Наша творческая жизнь не заканчивается в летний период. В июне организовываем летний школьный танцевальный лагерь, будут сольные концерты в музеи на Поклонной горе (5 июня и 30 июля), так что ждём всех желающих познакомиться с балетным творчеством наших воспитанников. Это благотворительные бесплатные спектакли для всех посетителей музея. Потом дети отправляться на образовательную смену «Команда», театральная и танцевальная тематика.
В сентябре конечно хочется появления новых учеников, интересных проектов. Безусловно будем ставить новые концертные номера и спектакли. У современных детей слишком много уроков, оценок, тестов и мало творчества и личного пространства. Хочется пожелать родителям и детям больше красоты и гармонии, индивидуального развития соразмерно потребностям и наклонностям. Во все эпохи, жизнь людей сопровождал танец, не забывайте про это, чаще включайте музыку и радуйтесь танцуя все что угодно.
ВК: https://vk.com/id695364277
Телеграм: https://t.me/baletgimnazia
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/channel/UCJxjLRlbzMd3xFesv12YYAw
Почта: 05062012zz@gmail.com