Я тут как-то в комментариях обещала показать, как писал в подростковом возрасте сын (после его детских сказок).
Ну вот... Исполняю обещанное, но будет «многа букв».
Это не проза, конечно. Это, если можно так сказать, «путевые заметки». О первом знакомстве с одним интересным и аномальным местом в нашей области - Кольцовскими пешерами (верней, это каменоломни... по легенде - 14 век, а там не знаю).
Фото Алексея Салахова (с разрешения автора).
ТВЕРДОЕ НЕБО КОЛЬЦОВКИ
«Наконец-то выходные! Можно новые видосики от моего любимого ютубера посмотреть. Как раз самое время для классного ужастика. Жаль только, что они не страшные почти все... Да и вообще, разве в современном мире нормального подростка что-то может реально напугать? Ну, маньяк если только!» - думал про себя я, придя из школы в пятницу. И... как оказалось, ошибался. Причем во всем.
Я — обычный 11-летний парень, и также, как и все мои ровесники, при слове «отдых» прежде всего вспоминаю о компьютере. Только вот в этот раз мои отец и мама оказались против. Дело в том, что они у меня - походники. И для них лучший отдых это встать часов в 6 утра, надеть большой и тяжелый рюкзак, и отправиться в какое-нибудь интересное место.
Странные, правда? Ну какие интересные места могут быть рядом с городом? Хотя... если это пещеры... ну, может и правда - интересно. Эх, была ни была! Пойду. Может там даже немного страшно будет? Ну, пещеры же. Там клад должен быть и призраки. Во всех фильмах так!
– Прими, Хозяин, наш скромный дар. И будь сегодня милостив к нам!
Я стою у входа в эти самые пещеры, одетый в старый и страшный комбенизон, с перчатками на руках и бандане. Вокруг меня - взрослые люди, одетые так же (и даже еще более!) живописно. И все они в молчании смотрят, как бородатый товарищ, прибывший сюда на роскошном байке, роняет из специально приготовленной фляги капли на камни перед входом. Пахнет спиртным. В голове начинают оживать сцены из виденных ужастников... Они так шутят? Или... это всерьез?
Еще по дороге сюда мне успели объяснить, что это место-то, оказывается, не простое… И рассказали «известную всем нормальным людям» легенду, которая гласит, что жил неподалеку от этих пещер некий колдун и чернокнижник. Какой-то предок графов Воронцовых, владелец местных земель. И жил этот местный барин, что понятно, не по Христу, крестьянам запрещал церкви строить да богу молиться. А они долго терпеть это произвол не стали, взбунтовались и отсекли ему голову. И никакое колдовство не спасло. А потом уж и тело, и голову, и и книгу его колдовскую скинули в местные пещеры, чтобы не нашел никто. С тех пор нет его душе покоя – слоняется она по мрачным лабиринтам пещер и наводит ужас на случайных гостей, являясь им в виде двух призраков: тела и головы. Если в пещерах или рядом с ними голоса услышишь – это голова графа с тобой шутит. А если почувствуешь прикосновение, или камень мимо пролетит, или рюкзак твой окажется не там, где ты его оставлял – это тело. Еще говорят, что главным его (Воронцова) сокровищем была «Книга Солнца» - собрание всех тайных языческих знаний о силах природы и способах управления ими. И спрятана теперь она в самой сердцевине пещер, и несет в себе, подобно легендарному Кольцу Всевластья из Арды, невероятное могущество и страшную опасность для нашедшего ее.
«Да и вообще, – утешили меня, – в пещерах много чего бывает необычного. Входи давай – сам увидишь… Только не бойся ничего».
Я хотел сказать, что все это чушь. Никаких приведений не бывает! Но вспомнил серьезные лица, странный ритуал… И молча вошел. То есть - влез. А еще точнее - вполз. Головой вниз, в щель под каким-то огромным валуном. Мааамочкиии... а если он на меня упадет, пока я под ним извиваюсь? Впрочем, мама не поможет. Мама-то как раз уже влезла, и в пещере меня ждала. Эх... тот самый случай, когда лучше бы тебя не пускали в «опасные места». Стоп. Это что - я боюсь? Еще чего не хватало!
Хотите, я вам расскажу, что такое эта ваша знаменитая «Кольцовка» в пяти словах? Пожалуйста! Темно. Сыро. Холодно. Страшно. И ГРЯЗНО!!! Мои новые кроссовки больше не новые. Комбенизон, одетый поверх одежды, весь в глиняной корке. Перчатки тоже. Правда, мне говорят, что это вообще не грязь. В «Святой Елене» грязно не бывает. Вот если пойдем в ПВУ (проход всеобщего удовольствия - прим.)... вот тогда... Не пойду! Отказываюсь на отрез. Мне хватит и этого их «самого легкого» прохода.
По бокам – стены, сложенные из камня. Под ногами – каменные завалы. И все эти каменюки явно падали с «потолка». Того самого, о который я постоянно бьюсь макушкой, забыв, что надо старательно наклоняться. На меня периодически шипят, и показывают то жуткого вида трещины, то огромные глыбы, висящие «на одном камушке». Но пока еще ничего не упало. Зато макушку я себе раздолбил основательно…
– Ну, ладно. А хочешь в Колонный зал?
Еще бы не хочу! Зал… Это что-то большое, высокое. Много красивых колонн. И головой биться ни обо что не надо…
Ой, как я ошибался Колонный зал действительно большой. В ширину. А по высоте он еще меньше, чем все остальное. Идти тут вообще нельзя. Только ползти на животе. Ползешь вот так, ползешь и вдруг – бам! – лбом во что-то твердое. Точнее, не во что-то, а в эту самую «колонну». То есть – в деревянную подпорку. Их тут везде понатыкано. Наверно, специально, чтобы ползать неудобно было.
– Это еще ничего, – утешает меня кто-то сзади – мы завтра тебе пещеру Отшельника покажем. Там раньше правда человек жил. Лежанка есть каменная, печь, инструменты… Так вот проход туда по высоте такой же. Только он еще и узкий, а ползти надо или в перчатках, или на локтях. Там лисы зимуют, старых костей много. Наколоться можно. Да еще и черепа иногда попадаются…
Ой, мамочка, забери меня отсюда!!! А, да. Мама не заберет. И папа тоже. И что они в этом находят? Это вот отдых? Сидел бы я сейчас дома, за компом. Тепло, уютно… А то ужасы сплошные…
Сколько мы уже находимся под землей? Не знаю… Я потерял счет времени. Мои часы – тоже. Стрелка на них щелкает, раз за разом проскакивая одно и тоже деление - и возвращаясь обратно. Словно время замерло. Мне сочувствуют: «С часами тут всегда так…»
Каменные коридоры и залы сменяют друг друга. У них смешные названия: «Хата Хама» (зал с огромной глыбой посередине. Глыба называется «Брачное ложе»), «Восьмое марта» и «Двадцать третье февраля» (два маленьких симметрично расположенных зальчика), «Грот Радужный» (выгнутый дугой потолок действительно похож на радугу). Это совсем другой мир. Не такой, как на верху. Особенный. Он притягивает. И мне уже интересно: а что дальше? А вон в том проходе? А вот за тем углом?! Грязь больше не пугает, я ее вообще не замечаю. А узкие, неудобные проходы вызывают теперь здоровое чувство спортивного азарта. Интересно же!!! А тут, говорят, еще и летучи мыши есть…
...Страх нахлынул внезапно, облил, словно холодная вода, с ног до головы. Мир вокруг в миг перестал быть уютным. Потому что… Потому что впереди, за углом, камни были розовато подсвечены таинственным, дрожащим заревом. Фонарик светит совсем не так!
– Р-ребят-та, а вы уверен-ны, что мы тут одни?
Меня жизнерадостно уверяют, что несомненно одни. Больше ни одной группы в пещерах сейчас нет.
– А тогда что там… светится?
– Ничего не светится…
– Да как же ничего! Я же вижу…
– А мы – нет…
– Ну, выключите фонари! Видите?!
– Нет…
Я чуть не плачу. Ну, как это так?! Я же вижу…
Мне кладут руку на плечо, и говорят успокаивающе, как маленькому:
– Так это наверно глюк…
– Какой еще глюк?!
– Ну, понимаешь, на пещерах у каждого появляется свой глюк. Кто-то у водопада видит Черных монахов, кто-то голоса слышит или шаги. У всех по-разному. У тебя – свет в темном зале.
– И что мне делать?! Мне страшно…
– Иди.
– ???
– Ну, иди посмотри, что там. Если не побоишься – глюк пропадет. А не пойдешь – часто видеть будешь. И каждый раз будет страшно. И потом – а вдруг это тебя книга зовет?
– К-какая книга?
– Ну, книга Солнца. Говорят, она хозяина ищет…
Они шутят. Они точно шутят, правда же? Считают, что я маленький, разыгрывают. Думают, побоюсь. А я возьму - и пойду! В конце концов, как я там думал вчера? «Что может испугать современного подростка в современном мире»? Так вот: там точно не маньяк. Опасности нет. Бояться нечего.
До поворота – не более десяти шагов. Ноги ватные, колени мелко дрожат. Ладони стали мокрыми и холодными. Я сам не понимаю, почему продолжаю медленно идти вперед. Может быть потому, что сквозь страх пробивается привкус Сказки, привкус того самого ПРИКЛЮЧЕНИЯ? Я иду вперед. Дрожащими пальцами стискиваю каменную кромку, осторожно, готовый и заорать, и убежать, заглядываю за угол…
И сначала вижу только множество маленьких ярких огоньков. Сознание готово нарисовать любую, самую жуткую картину. Но громкий многоголосый вопль: «С днем рожденья! С днем рожденья тебя!!!» мгновенно ставит все на свои места. Это свечки! Свечки, воткнутые, как и полагается, в именинный торт. А вокруг стоят бокалы (!) наполненные прозрачным соком. И как они это все довезли? Я не знаю, плакать или смеяться. Никогда еще у меня не было ТАКОГО дня рождения! Нет, на самом деле-то он давно прошел, я отметил его с друзьями еще в понедельник. И это было весело, но... обычно. А вот это... вот это я не забуду никогда.
Мы дружно чокаемся соком. Приведений не бывает. Это все знают. Но я все-таки, тихонько и незаметно, отливаю из своего бокала немного сока на камни пещеры. Чуть слышно шепчу:
– Спасибо, Хозяин…
А, задувая свечки, желаю только одного: еще не раз вернуться сюда. Под твердое «небо» Кольцовки.