С тех пор как у России окончательно испортились отношения с НАТО все чаще можно услышать сообщения информационных агентств о конфликтах с участием военных самолетов, маневрирующих на опасном расстоянии друг от друга. Вопрос лишь в том насколько стороны готовы применить оружие в реальном бою. При этом практика показывает, что западные страны до «дрожи в коленках» бояться русских истребителей. Об этом красноречиво свидетельствует необычный случай, произошедший 4 июля 1989 года.
Истребитель есть, летчика нет…
Все началось с удивительного происшествия. Ранним утром 4 июля 1989 года на дом бельгийского фермера неожиданно с грохотом и ревом рухнул советский истребитель МиГ-23М. Примчавшиеся на место происшествия жандармы, никак не могли взять в толк, каким непостижимым образом советский военный самолет оказался на территории Бельгии в селении Кооихем неподалеку от границы с Францией. Логичного объяснения этому феномену не было, поскольку граница СССР находилась в 1000 километрах от места падения самолета. Чтобы добраться до Бельгии советскому истребителю потребовалось бы преодолеть систему ПВО нескольких стран НАТО, которые его никогда не пропустили. Мало того в кабине рухнувшего истребителя полицейские не обнаружили останков пилота. Вообще! Выходило, что железной птицей управлял призрак? Когда стали разбираться, то оказалось, что истребителем действительно никто не управлял. Пилот у самолета был, но он катапультировался за 900 километров от места падения самолета в районе польского городка Колобжег на берегу Балтийского моря.
Роковой хлопок
Поднявшись в воздух, пилот 1-го класса полковник Николай Скуридин на 41-ой секунде полета услышал нештатный хлопок в левом воздухозаборнике. У самолета резко упала тяга, и истребитель против воли пилота пошел на снижение. Но опытный летчик не впал в панику. Он связался с землей, доложил ситуацию, и когда до земли оставалось буквально сто метров, катапультировался, предварительно развернув самолет в сторону моря. Посланные проверить, что стало с самолетом, истребители пропажу не обнаружили, и, вернувшись на базу, доложили, что он очевидно затонул. Подполковник Балыкин получив доклад летчика, также своими глазами наблюдал, как у самолета погасло пламя форсажа, из двигателя пошел дым, а сам истребитель стал падать. После того, как летчик катапультировался, подполковник лично наблюдал, как самолет на высоте пять километров скрылся из поля зрения в сторону моря. Исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В. Огнев доложил о происшествии командованию ВВС, указав в рапорте, что неисправный самолет упал в море. При этом со слов генерал-майора выходило, что пострадавших нет.
Свободный полет
На самом деле, самолет не собирался никуда падать. Спустя несколько секунд, после того, как пилот катапультировался двигатель «прочихался» и заработал в штатном режиме. Впоследствии этот факт установили по информации, полученной из «черного ящика». Поскольку истребитель находился на автопилоте, он беспрепятственно продолжил свой путь на Запад. Казалось бы, самолет должны были сбить ПВО одной из стран, над которыми он пролетал. Как ни странно этого не произошло. Все время полета на истребителе продолжала в штатном автоматическом режиме работать система распознавания «свой-чужой». В связи с этим самолет без проблем пролетел над территорией Польши и ГДР, входящих в Варшавский договор. Правда, затем он оказался на территории ФРГ, Нидерландов, а затем Бельгии, входящих в блок НАТО. Почему ПВО стран противостоящего СССР военного блока не тронули советский истребитель, а их «доблестная авиация» не вышла на перехват?
НАТО с призраками не воюет
Впрочем, было бы несправедливо упрекнуть ПВО и ВВС стран НАТО в ротозействе. Скорее они виновны в собственной трусости. Истребитель, движущийся над территорией ГДР в сторону ФРГ на высоте 12 000 метров со скоростью 740 км/ч радары, разумеется, засекли. Мгновенно с базы Сустерберг в воздух поднялись два истребителя F-15 Eagle, входящие в 32-ую тактическую истребительную эскадрилью ВВС США. Спустя двадцать минут погони истребители перехватили советский самолет. Но, то, что они увидели в кабине советского истребителя, повергло набожных американских пилотов в шок. МиГ-ом никто не управлял, кабина пилота была пуста. Выходило, что либо у русских появились пилоты призраки, либо, что более вероятно самолет являлся новым секретным оружием и проходил испытания или того хуже выполнял боевой полет. Что произойдет если его сбить, было не ясно. Шла холодная война, и самолет мог быть начинен чем угодно от ядерного до бактериологического оружия. Об этом пилоты F-15 доложили диспетчеру, который долго отказывался верить, что советским истребителем действительно никто не управляет. В итоге с базы пришел приказ самолет не сбивать. Так МиГ-23М без пилота на борту пролетел над территорией ФРГ, Нидерландов и почти всей Бельгии. Хотя паника у командования стран НАТО нарастала с каждым километром, который советский истребитель преодолевал над территорией вероятного противника. Неизвестно чем бы все закончилось, но на подлете к Франко-Белгийской границе у истребителя кончилось топливо. Самолет начал терять высоту и упал на ферму, убив сына ее хозяина молодого бельгийца Вим Деларе.
Самолет? Какой самолет?
Военные эксперты, приехавшие на место трагедии, с облегчением констатировали, что радиационные и химические показатели в норме. Руководству СССР со стороны Нидерландов и Бельгии были направлены ноты протеста. К счастью в мире во всю шла разрядка напряженности, и СССР не пошел на обострение ситуации. Бельгии были выражены официальные соболезнования в связи с гибелью ее гражданина и выплачена компенсация в размере 685 000 долларов. Конфликт замяли. Советским специалистам даже разрешили забрать обломки самолета, который представлял существенный интерес для технических специалистов разведки НАТО. Министр МВД Бельгии Льюис Тоббэк тогда заявил: «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля». После этой реплики власти Бельгии, как и других стран НАТО, невольно принявшие участие в этой удивительной истории, предпочли предать ее забвению. Кстати причина временной остановки двигателя так и не была установлена, выяснили лишь, то, что мотор истребителя за год пять раз ремонтировали, а его эксплуатация была нежелательной. Вины летчика, несмотря на то, что это был его первый полет после отпуска, в происшедшей трагедии не нашли. Военные эксперты предположили, что по неизвестной причине произошло самопроизвольное отключение форсажа, которое привело к резкому падению тяги. Маршал авиации Шапошников впоследствии так охарактеризовал инцидент с истребителем МиГ – 23М: «Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом, совершила столь далекий неуправляемый полет. Такой это самолет - МиГ-23». Самое обидное в этой истории, то, что происшествие с Матиасом Рустом посадившего свой небольшой «фанерный» самолет на Красной площади у стен Кремля 28 мая 1987 года обошло весь мир. Только ленивый тогда не пинал советскую ПВО, хотя дело было совсем не в ней, а в гуманности советского руководства. Но, когда наш истребитель, спустя два года, без пилота на борту пролетел половину Европы газеты Запада, будто воды в рот набрали. Это не удивительно, ведь советский военный самолет беспрепятственно пролетел над немецкими, американскими и британскими группировками войск и не был сбит. Дело неслыханное!