Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Пасха в горах Афганистана

В апреле 1985 года сержант "замок" саперного взвода Игорь Афанасьев из 191-го отдельного мотострелкового полка готовился на дембель из "гостеприимного" Афганистана. В штабе ему было обещано, что уйдет он первой партией, 24 апреля. Но судьба распорядилась иначе.

Фото из личного архива И. Афанасьева
Фото из личного архива И. Афанасьева

Новый командир роты невзлюбил Афанасьева. Капитан прибыл из ГСВГ (группы советских войск в Германии) и сразу стал насаждать в боевом подразделении уставщину и порядок. Но офицер прибыл не в Елань, а в ДРА, эти парни уже видели и "Крым и Рым", а потому не особо подчинялись, что еще больше выводило из себя нового ротного.

Под весенним проливным дождем он заставлял маршировать саперную роту до изнеможения, до тех пор, пока правофланговому сержанту Афанасьеву это не надоело и он повернул всю колонну к палаткам. Капитан пообещал Афанасьеву "веселую жизнь".

Фото из личного архива И.Афанасьева
Фото из личного архива И.Афанасьева

И когда вышестоящее командование приказало ротному отрядить на операцию двух своих саперов, он, не долго думая, выбрал сержанта Афанасьева и одного молодого солдата. По неписанным "афганским" законам, дембелей на такие задания не отправляли. Но любитель строевщины командир роты имел по этому поводу свое мнение.

"Веселой жизнью" оказалась прикомандирование к л/с одного из воинских подразделений. "Солдатское радио" доносило, что батальон отправляется гонять банды, которые устраивают налёты на армейские колонны по дороге "Кабул – Газни", под Сурпуль.

Фото из личного архива И.Афанасьева
Фото из личного архива И.Афанасьева

Эта командировка не была легче или тяжелее других подобных командировок образца 1984-85 гг. "Броня" колонны подрывалась на фугасах (подорвались БМР и БТР), "духи" обстреливали со скал, затем на вертолетах батальон закинули на хребты. И снова засады, подбитый вертолет, перевалы, бои, обстрелы, зачистки, фатально настроенное местное население и стрельба при подходе к каждому небольшому кишлаку в 3-4 дома.

Источник: legal-alien.ru
Источник: legal-alien.ru

В одной из долин, когда рота, к которой был прикомандирован сапер Афанасьев, расположилась напротив кишлака, к которому спускалось ущелье, откуда ожидали нападения "духов", вдруг кто-то внезапно вспомнил, что завтра Пасха.

И кому-то пришла мысль обыскать кишлак, пользуясь тем, что НП командования находился по другую сторону хребта и начштаба не видит роту, которая заняла позиции перед кишлаком. Вдруг удастся разжиться продуктами, праздник же.

Источник: smolbattle.ru
Источник: smolbattle.ru

Как вспоминает об этом сам Игорь:

"Тогда не понимал значения этого православного праздника. Он был запрещён, и милицейские кордоны перекрывали путь желающим прийти в церковь и пройтись крестным ходом. Чтобы отвлечь людей, даже устраивали ночные сеансы в кинотеатрах.
Для меня это была какая-то непостижимая тайна... (...) Память об этом празднике прочно жила в памяти народной.
Множество людей приходило в полночь, чтобы хоть из-за милицейского оцепления посмотреть на величественное течение крестного хода с зажженными свечами во главе со священством, в сопровождении хора, под праздничный перезвон колоколов. И в ответ на призывный возглас старшего священника: «Христос Воскресе!», что есть силы, в унисон, с другими, крикнуть: «Во истину Воскресе!».
А на следующий день во дворах катали яйца. Смех, веселье, хорошее настроение, и это было только на Пасху, т.к. в другое время яйца не катали.
Религиозные восторги жестоко подавлялись государством, специальные люди шпионили за верующими, и даже просто пришедшие в церковь из любопытства, попадали под пресс, их пугали увольнениями и вели разъяснительную работу. Поэтому было в высшей степени странно, что память о Пасхе докатилась до русской роты, державшей оборону на краю света..."

Командира роты удалось уговорить, в группу включили и сержанта Афанасьева, как опытного сапера.

Источник: newsland.com
Источник: newsland.com

В кишлаке не нашли живых людей, лишь большая лохматая собака бросалась на пришельцев, защищая свой дом. Во дворе одного из домов обнаружили большой закопченный казан и кур, удалось поймать нескольких птиц. Там же нашли и несколько кладок яиц. В доме, в одной из банок, отыскалась и крупа. Во дворе другого дома, в загонах, разведгруппа обнаружила нескольких маленьких ягнят, тоже взяли их с собой.

Когда под вечер группа вернулась на позиции с добычей, всех охватило радостное веселье. Надвигалась Пасха. Собрали хворост, сварили курицу, поужинали. Утром пили чай и варили в казане яйца, вода все не желала закипать. И тут приказ сниматься с позиций. Что делать? Яйца в смятку не унесешь с собой. Торопливо выудили из казана горячие яйца, почистили их, поздравили друг друга с праздником, спешно чистили скорлупу и ели. Ягнят отпустили.

Затем был снова бой в скалах, а там и операция подошла к концу. Дембель Афанасьева откладывался еще несколько раз, приходилось выезжать на реализацию разведданных. В Союз удалось попасть лишь в мае.

Игорь Михайлович Афанасьев. Фото из личного архива И.Афанасьева
Игорь Михайлович Афанасьев. Фото из личного архива И.Афанасьева

После ДРА Игорь продолжил обучение в БГТУ (Военмех) имени Д.Ф. Устинова, написал интересные воспоминания об афганской войне, а в настоящее время трудится печником в г. Псков. Творческая работа ему по душе. И каждый раз, когда наступает Пасха, он наверняка вспоминает ту Пасху, на позициях возле заброшенного кишлака.