Много говорят о том, что образование должно учитывать интересы ребенка. Родители обязаны прислушиваться к ним и помогать ребенку самому учиться работать со своими образовательными запросами. Но порой бывает трудно понять, что же действительно ему интересно. Какие из его мечт долгосрочные, а какие забудутся на следующей неделе?
Детский опыт родителей
Современным родителям не просто выяснить индивидуальные особенности своего ребенка, вести с ним душевные беседы, разговаривать о мечтах и целях. Это и понятно. С нами никто такие беседы не вел, а если и интересовался делами, то только для дачи указаний и контроля. Да и мы, к слову, не очень-то охотно делились — возможно, чувствуя подвох, возможно, просто не верили в искренность родительских намерений, а возможно, боялись, что наши откровения будут использованы против нас. И вот мы выросли и сказали, что с нашими детьми все будет иначе.
Сказать-то сказали, а навыка и опыта такого от предков не получили. Опять все приходится осмысливать и внедрять самим. Для меня это большой труд. При условии, что я характеризую свою связь с детьми как сильную и искреннюю, мне правда бывает тяжело провести неназидательную беседу.
Мне помогает опыт психологических консультаций. Наблюдая за психологами, можно многое почерпнуть. В этом смысле, психологи могут выступать в роли того самого родительского тренажера наработки навыков искренней беседы.
Как выявить интересы ребенка
Для того чтобы выявить интересы ребенка, нужно за ним понаблюдать и поговорить. Но главное, с образовательной точки зрения, интерпретировать эти интересы как познавательные. В этом заключается мастерство!
Наблюдение
Наблюдению меня научила гомеопатия. Наблюдая за тем, как приходит болезнь, начинаешь многое понимать. Я считаю этот метод самым важным из всех родительских компетенций. Он помогает мне не делать поспешных выводов, не паниковать, действовать эффективно, экономя свои ресурсы и время, и уважать естественные механизмы внутренней и внешней природы.
Только осознанно наблюдая за ребенком, можно узнать его. Я говорю о детальном наблюдении за качественными процессами. Как он рисует, какие краски использует. Что закрашивает сначала, как относится к результату и к вашей оценке.
Усилить образовательный эффект наблюдения можно с помощью дневника, куда вы записываете свой анализ по определенным критериям, которые для вас важны. Я, честно, хочу завести такую новую привычку записи и ищу удобный для себя формат.
Навык наблюдения позволяет дольше быть включенным в жизнь своего ребенка — именно это и дает тот качественный результат.
За чем же наблюдать?
Это зависит от ваших целей, что именно вы хотите узнать о своем ребенке. Моя цель — наладить образовательный процесс взаимодействия, поэтому я опираюсь на такие факторы, как интерес к чему-либо, познавательный вопрос ребёнка, те дела, в которых ребенок проявляет инициативу. Проблематичные факторы тоже идут в копилку: затруднение ребенка в чем-либо, просьба о помощи или даже отказ дают нам информацию об интересах.
Как-то Алина Дьякова мне написала, что суть тьюторского подхода в умении работать с вопросами и правильно их задавать. Я считаю, это главное умение, которому должна была научить нас школа. Но она не научила. “Ручками, ручками...” — так ответил бы на это герой фильма “Возвращение” Андрея Звягинцева, намекая на то, что учиться этому придется самим.
Я повесила чистый лист бумаги с заголовком “Сбор вопросов” на учебную доску в детской комнате и завела страничку в заметках телефона с одноименным названием для записи детских вопросов и дальнейшего их анализа и поисков ответов. С навыком задавания вопросов гораздо сложнее. Здесь спасет только постоянная практика. И здесь мы переходим от наблюдения к беседе.
Чистый язык и креативная мотивация
Совсем недавно я услышала о методе “Чистый язык” Дэвида Гроува. Суть метода в том, что помочь себе можешь только сам, и задача психолога, тьютора или родителя — не вмешиваться в самостоятельную работу души. Только задавая вопросы, подтверждая сказанное теми словами, которыми говорил автор, мы мягко сопровождаем его душевную работу. Я стараюсь использовать этот метод в самодиагностике и помощи детям в работе с их негативными чувствами и даже снами, когда нет ясности.
Возрастная психология говорит нам о том, что на разных этапах взросления в детях действуют разные типы мотивации. Но для меня остается самой важной внутренняя мотивация. Я её называю креативной, потому что она всегда приводит к креативным решениям. В отличие от внешней (стремление к материальным ценностям, состязание, коммуникация), внутренняя мотивация удовлетворяет наши глубинные стремления. Позволяет нам копать вглубь и искать в себе наши настоящие желания, ставить свои цели и “входить в свои двери”, как сказал бы Вадим Зеланд. Креативная мотивация позволяет нам делать то, что нравится, то, что интересно, вне зависимости от того, что думают о нас окружающие и сколько мы за это получим похвал, наград или денег.
В заключение
Конечно, хочется пожелать родителям терпения и душевных сил для своих детей. Семейное образование — не простой, но интересный путь, который делает нас ближе друг к другу.
Не пропустите статьи о том, как сделать приятной жизнь с детьми, подписывайтесь на наш канал!
Автор статьи: Катерина Чжао.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
#Детииродители #воспитаниеребенка #развитиеребенка #школьники