Найти в Дзене
Владимир Романов

Омела – Asperatus

Как же давно я не писал рецензий на альбомы отечественных музыкантов. Много интересных релизов появилось в этом году. Были и открытия для меня, но всё как-то не могу подобрать слов собственного мнения о песнях. С годами понимаешь, что личное субъективное мнение отдельно взятого слушателя может напрочь разбить представление о музыке у ведомых людей. В нынешнее время столько пишется, говорится слов в пустую, что, порой, читатель или слушатель не в состоянии понять, что именно он чувствует и как понимает произведения искусства и культуры. А ведь над каждым творением нужно размышлять, углубляться в историю создания, жизненные обстоятельства и обстановку в мире в период создания произведений. Новый альбом московской группы Омела относится к числу тех работ, над которыми стоит размышлять, погружаться в музыкальные глубины, искать смыслы, заложенные авторами и складывать свою слушательскую мозаику из наследия коллектива. Сегодня группа находится на пике творческой активности. Локомотив, со

Как же давно я не писал рецензий на альбомы отечественных музыкантов. Много интересных релизов появилось в этом году. Были и открытия для меня, но всё как-то не могу подобрать слов собственного мнения о песнях. С годами понимаешь, что личное субъективное мнение отдельно взятого слушателя может напрочь разбить представление о музыке у ведомых людей. В нынешнее время столько пишется, говорится слов в пустую, что, порой, читатель или слушатель не в состоянии понять, что именно он чувствует и как понимает произведения искусства и культуры. А ведь над каждым творением нужно размышлять, углубляться в историю создания, жизненные обстоятельства и обстановку в мире в период создания произведений. Новый альбом московской группы Омела относится к числу тех работ, над которыми стоит размышлять, погружаться в музыкальные глубины, искать смыслы, заложенные авторами и складывать свою слушательскую мозаику из наследия коллектива.

Сегодня группа находится на пике творческой активности. Локомотив, созданный Сергеем Абрамовым, выдержал много испытаний и теперь идёт напролом. За прошедшие годы группа переиздала первые три альбома; создала сборник перезаписанных песен; обнародовала новые композиции: «Мечта», «Путь к весне», «Своя земля», каверы «Журавли» и «Прощай мой дом». В середине сентября на свет появился «Asperatus». В пресс-релизе музыканты так охарактеризовали своё детище:

«ASPERATUS — очень концептуальный альбом, может быть он даже гораздо более концептуален, нежели все предыдущие наши работы. Хотя бы просто потому, что наш шестой альбом рассказывает историю, далеко не простую для понимания, совсем не очевидную и уж точно не оптимистичную. Но это история — история про настоящее, которая связывает все песни альбома в единый клубок. И он, этот клубок, всё ещё катится по дорожке, как в сказке, и дорожка эта ведёт в неизвестность, в «неопределённое» будущее, а мы идём за этим клубком, наблюдая за тем, как меняется реальность вокруг нас. И эта дорога — неровная и шероховатая, таинственная и неизведанная во всех самых максимальных смыслах. Никто ещё не ходил по этой дороге, и мы, как группа, ни разу не делали ничего похожего за всю историю своего существования. Asperatus — это тайна, в первую очередь, для нас самих. Что было перед этим альбомом — осталось в тумане прошлого. Что дальше за этим альбомом — не знает никто из нас. Таков путь, и именно он диктует нашу музыку сегодня, её настроение, тяжесть и смысл».

Действительно, ничего похожего ранее «Омела» не представляла на суд слушателей, однако, узнаваемый стиль присутствует в каждом треке. По мне так группа выросла на две головы по сравнению с хрупким, осторожным дебютным ЕР «След мой». Теперь же Омела звучит уверенно, сыгранность и вовлеченность музыкантов поражает. Из длинного списка нот получилась увлекательная повесть, в которой отведены роли каждому музыканту. Здесь сложные роковые гитарные рифы и невесомые полупрозрачные звуки флейты и альта перемешиваются громобитной ритм секцией баса и барабанов. Омела ещё на интернет релизе «Лицом к Солнцу», состоящем из бонус треков масштабного проекта переиздания первых трёх дисков, предстала обновлённой и ставшей более прог-роковой, вобрав в себя всю эксклюзивность и атмосферность музыкального стиля. Трагичность лирических героев и неожиданная радость, мнимость страха и радушие перед величиной природных стихий, верность собственному мировоззрению и меланхолия об ушедшем сплетены в песнях в не развязываемые узлы и преподнесены слушателям в виде соцветия прекрасных композиций в думовой стилистике.

Флейтист коллектива Александр Горянчиков считает:

«Альбом "ASPERATUS" - определённо новая ступень творческого развития коллектива. Он отличается от предыдущих работ группы не только повышенным уровнем так называемой "тяжести", но и своим саундом, подчёркивающим эмоциональную составляющую альбома, которая непосредственно связана с центральной идеей: напряжённым ожиданием грядущего. Разумеется, в данной работе слушателю встретятся и светлые тона, поскольку невозможно создать полноценную картину, используя только хмурые мотивы, но ощущение тревожности так или иначе пронизывает весь опус, а светлые моменты - будто закатные сполохи, тающие на горизонте перед ночным ненастьем, уже завладевшим большей частью небосвода».

В процессе записи альбома в группе появился новый бас гитарист Владимир Каплин. Владимир поделился своим мнением о работе:

«Самое главное для меня в моей дебютной работе в Омеле это творческая атмосфера во время работы над партиями к альбому, взаимодействие всех участников коллектива. И ожидания от пластинки у меня самые оптимистичные: уверен, это лучшая работа Омелы. На этом альбоме тесно и гармонично сплелись драйв, музыка, современный саунд и тексты!»

Песенные тексты от альбома к альбому становятся всё более яркими и образными. Сергей – поистине талантливый поэт-песенник. В поэзии группы переплетаются и философские умозаключения, и природная элегантность, и жизненная бытовая мудрость, и утопическая утончённость. Всех цитат не перечислить, поскольку в статью нужно добавлять полностью тексты песен с полной дискографии. Также помимо Абрамова в альбоме в качестве автора текста отметился флейтист Горячников:

«Для меня лично этот альбом особенно интересен тем, что на нём я впервые принял участие в создании текстовой части материала: стихотворение «Прощание», появившееся ещё 20 лет назад, всё-таки дождалось своего часа и стало полноценной композицией, о чём я так мечтал в юности, когда писал его».

Как-то встретил мнение о вокале Абрея, будто он не эмоциональный и однообразный.

По началу, когда только начал вдумчиво слушать «Butterfly temple», действительно и я думал, что Сергей поёт одинаково, но из-за богатого и красивого тембра голос слушается приятно. С годами я увидел насколько эволюционирует голос Сергея. В группе «Вельветовый оркестр «Абрамов пел совершенно иначе, чем сегодня в Омеле или сторонних проектах. Абрамов поёт в удобной для себя тональности и его голос звучит, как говорила моя мама «как оргАн». И Сергей Владимирович, не щадя голосовых связок, радует поклонников и задаёт много загадок, посвящает в свои тайны, которые так приятно отгадывать и посвящаться.

«Для меня "ASPERATUS" – говорит Сергей Абрамов - это альбом-тайна от первой до последней ноты. Я до сих пор так и не могу в полной мере осмыслить, как всё это получилось придумать, написать и записать. И уж совсем загадка - почему этот альбом получился именно таким по содержанию. "ASPERATUS", как лоскутное одеяло, сшит из сотен разрозненных фрагментов, обломков мыслей, зарисовок, скетчей "ASPERATUS" это обрывистые, сумбурные кадры мелькающей перед глазами жизни, неумолимое и беспощадное кино, наблюдаемое нами с края пропасти на пороге исчезающего мира, балансирующего на грани неопределённости. И всё это каким-то неведомым образом сплелось в единую, едва различимую концептуальную структуру и стало существовать и крепнуть благодаря музыкальным идеям всех без исключения участников группы Омела».

Альбом стал отражением происходящих изменений в мире. Никто не скажет сегодня какой станет планета на следующей неделе и в музыке отражена сумбурность сложного двадцать второго года. Конечно, здесь нет декламации государственной или антинародной пропаганды, в жизни лирических персонажей песен присутствует растерянность и фатализм присущий людям, живущим на изломе эпох.

Абрамов: «С самого начала обретения этой структуры, альбом будто бы сам начал искать связь с окружающей действительностью, с изменениями вокруг нас. Все события, происходящие вокруг, напитывали песни новыми смыслами, атмосферой, сюжетами, обертонами. И финальный вариант альбома, на удивление и изумление моё, заиграл совершенно иными красками, отличными от первоначальной задумки. Я и предположить не мог, что смысл некоторых песен изменится НАСТОЛЬКО в течение достаточно небольшого промежутка времени. И это именно Время поставило последний штрих в альбоме, расставило всё по своим местам и сделало так, чтобы все песни на альбоме звучали, как нужно».

Какие страшные и фантасмагоричные образы рисует песня «Помни». Удивительно переплетается с композициями «Последний закат» Арии и «Последний рассвет» Эпидемии. Вообще, что касается отсылок к разным композициям я нашёл для себя отголоски Чёрного кофе с их «Звуками космоса», «Листьями», романтизма первых трёх фортепианных концертов Сергея Рахманинова, утончённости Арно Бабаджаняна, распевности Муслима Магомаева, невесомости Калинова моста и Мегаполиса, монументальности Дмитрия Шостоковича, а тексты изобилуют образностью русской классической поэзии. Порой мне кажется, что и сами музыканты не ожидали такого результата и на репетициях песни получались иными чем выявились на записи.

Бессменный барабанщик Наиль Магжанов выразил своё мнение об альбоме:

«Шестой альбом, нам 13 лет. Мы всё та же Омела, никогда не останавливаемся и всегда можем предложить поклонникам, да и самим себе, что-то новое, непохожее на прошлые работы. Это всегда волнительно и, в то же время, так естественно - быть собой, просто периоды в жизни меняются. И под стать им наше творчество... ASPERATUS займёт свое место в сердцах наших фэнов, я просто уверен! Да, это тяжелее, да, это не похоже на всё то, что мы создавали ранее, но тем и интереснее, не так ли?»

О трудоёмкой работе в один голос говорят все музыканты коллектива. Фёдор Ветров с присущем ему юмором добавил к вышесказанному:

«Работа над альбомом вышла реально тяжёлой как и сам музыкальный материал. Тучи сгущались много раз. Очень много было экспериментов и не всегда удачных, которые нещадно шли под нож».

Александр Горячников:

«Что же касается инструментальной части моей работы на альбоме, то здесь тоже есть своя новизна. Дело в том, что предоставленный мне материал для написания мелодий местами имел не совсем привычную в структурном плане основу, поэтому в этот раз я несколько иначе строил свои сольные фрагменты, стараясь придать им более выраженную сбалансированность - даже в мелких нюансах. При этом я порой намеренно стремился не допустить свободного полёта мелодической мысли, но это всё же происходило помимо моей воли. В итоге я решил оставить этим мелодиям право жить своей собственной жизнью и иметь собственный художественный смысл, который я изначально не планировал закладывать в них. Быть может в будущем я, прослушивая уже сведённый и изданный материал, пойму, почему я поступил именно так, но сейчас я оставил для себя эту маленькую загадку, одну из тех, без которых творчество - не творчество, а его подобие».

Гитарист группы Александр Стрельников подытожил сказанное:

«Для меня новый альбом Омелы - это хорошая возможность показать свои гитарные идеи и риффы без каких-либо стилистических рамок. Любой строй, любая ритмика, быстро/медленно, много нот или мало - не имеет значения. При этом, могу сказать, что партии делались так, чтобы все музыканты могли вставить свои «фишечки». Несколько раз мне пришлось переписывать свои партии, когда были готовы партии других, чтобы подчеркнуть их. И такая совместная работа просто прекрасна. Ожидания двояки: альбом вышел тяжёлым. Понравится как любителям старой думовой Омелы, так и может прийти по вкусу новым (не фолковым) слушателям. Также он может оказаться тяжеловатым для поклонников последних 2х-3х альбомов. В любом случае это полёт наших совместных трудов и наше видение музыки. То, что он вызовет эмоции (хорошие или не очень) - это неважно. Главное, чтобы эмоции были».

Во время презентации песен в программе «Рок радар» прозвучал фрагмент «Исчезновения», которая для меня стала потенциальной фавориткой на альбоме.

«Исчезновение в виде наброска появилась ещё в 1986 году. – говорит автор - Страшно подумать, это целая пропасть времени, и только в 2022 она обрела свои окончательные форму и содержание».

Какие удивительные картины рисует песня перед моими глазами когда я слушаю её, застывая в неподвижности. Я воспринимаю её как вторую часть «Прощания» с отсылками к песням «След мой» и «Нас нет». хотя всех мостиков между песнями не сосчитать никому и о чём на самом деле поёт Сергей знает только он сам, а мы лишь открываем двери в его вселенную.

Для меня стала настоящим откровением песня Прощание. Сколько раз я испытывал то, о чем воспето в песне. Как же много переплетений с моими мыслями и рассказами. Именно такие грустные композиции дарят силы жить дальше.

«Мы все эти мрачные годы скитались с тобою вдвоём.

Дитя удручённой природы, оставь меня в сердце своём…» - как же много сказано этими словами.

Увы, язык бывает колюч, мысли не подходящими и слог ломаным. Невозможно словами описать музыку, да и названиями нот не передать состояние души. Каждая песня заслушивает внимания, открытости сердца, пылкого ума и умения принимать новизну. Если отталкиваться от слов музыкантов, то мир помог сотворить им сложную, но в тоже время прекрасную музыкальную ораторию под неоднозначным названием «Асператус». И вернусь в конце своего повествования к тому с чего начинал рецензию. Словами не высказать то, что нужно слушать, и как губка впитывать в себя музыку, дабы пропустить её сквозь сердце и выпустить из себя птичьей стаей полученную энергию Омелы.

23 сентября 2022