Несколько дней назад я рассказывал о дирижабле «Гинденбург» (ссылка будет в конце), который стал финалом эпохи этих гигантских воздушных судов. Но его крушение стало лишь последней каплей, были и другие причины, по которым отказались от использования аппаратов легче воздуха.
Причина 1. Развитие самолётостроения
Одна из существенных причин исчезновения алюминиевых гигантов с неба – развитие самолётостроения. Люди в 1920-1940 годах верили, что будущее уже принадлежит проворным и небольшим аэропланам, а не гигантским бакам с горючим газом внутри.
В 1910-1930 годах строились деревянные бипланы и трипланы. В 1930-1945 небо завоевали цельнометаллические поршневые самолеты. Со временем их заменили реактивные аппараты. То есть, строительство аппаратов тяжелее воздуха развивалось постоянно, они принципиально совершенствовались. А конструкторы дирижаблей могли лишь предлагать увеличивать объем корпуса.
Причина 2. Политика межвоенного периода
Версальский мир запретил Германии строить как самолёты, так и дирижабли. Но со временем политическое давление стало ослабевать. Однако технологий постройки крупных самолётов у немцев еще не было. А технологии постройки дирижаблей – были, поэтому ставку изначально сделали именно на них. Когда стало возможным строить крупные самолёты, от дирижаблей стали отказываться и в Германии.
В других же странах подобного ограничения не было, как и такого масштабного дирижаблестроения. В СССР, например, дирижабли никогда не составляли сколько-нибудь значимой части воздушного флота. Хотя разработки в этом направлении тоже велись, например, «СССР-В6» совершил самый длительный полёт без посадок – 130 часов. Но руководство страны увидело общемировую тенденцию на отказ от воздушных кораблей и приняло её.
Причина 3. Низкая скорость аппаратов
Лучшие дирижабли 1930-х годов могли летать не быстрее, чем со скоростью в 150-180 км/ч. Для начала XX века это было фантастическим темпом передвижения, но к середине столетия этого уже было недостаточно. Для перелёта через Атлантику нужно было тратить несколько дней, что сопоставимо с длительностью путешествия на корабле.
Причина 4. Отсутствие интереса военных
Отчасти, германские дирижабли середины тридцатых были наследниками первых «цеппелинов», бомбивших английские города в Первую мировую войну. В 1910-1920 годах не было развитой системы ПВО: зенитных орудий, большого количества аэродромов с перехватчиками. Сбить огромный «цеппелин» пока было ещё сложно.
Но спустя 15-20 лет в этом уже не было никакой проблемы. Пилоту истребителя трудно представить себе более удобную мишень, чем 200-метровый баллон с взрывоопасным газом внутри, который перемещается со скоростью в 100-180 км/ч.
Поэтому военные больше не были заинтересованы в разработках аэростатов и дирижаблей. А учитывая милитаризацию общества в те годы, без денег от военных ведомств было невозможно строить новые воздушные корабли.
Причина 5. Несовершенство технологий
Хотя дирижабль кажется более простой конструкцией чем самолёт, в его изготовлении есть множество нюансов, которые нужно соблюсти. Во-первых, корпус должен быть герметичным и прочным, но лёгким. Современные композитные материалы могли бы решить эту задачу, но в 30-х годах прошлого века у инженеров были достаточно примитивные материалы для выбора.
Во-вторых, всё остальное на борту тоже должно быть лёгким. Почти всё изготавливали из алюминия, который значительно дороже стали, но всё ещё слишком плотный. Можно вспомнить как минимум алюминиевый рояль на «Гинденбурге». Гондола и другие части получались недостаточно прочными и лёгкими, но очень дорогими.
В-третьих, в те годы не производилось достаточное количество гелия. США были практически единственными экспортёрами этого дефицитного товара, который крайне высоко ценился. Из-за этого приходилось наполнять корпуса лёгким, но небезопасным водородом.
Могут ли дирижабли вернуться?
Несмотря на все вышеуказанные недостатки, в перспективе дирижабли могут занять своё место в сфере воздушных перевозок. Если дирижабли не будут конкурировать с самолётами, для них может найтись отдельная ниша. Кроме того, от большей части недостатков можно избавиться при помощи современных технологий.
Сейчас дирижабли используются только для исследований и рекламы, но их грузоподъемность оставляет позади большое количество транспортных самолётов. Для примера, максимальная полезная нагрузка, которую мог перевести «Гинденбург» составляла 100 тонн. Для сравнения, Ил-76 в разных модификациях может перевозить до 60 тонн.
Дирижабли намного экологичнее, чем транспортные самолёты – они расходуют энергию только на перемещение, но не на удержание своего веса в воздухе. Кроме этого, им не требуется аэродром – нужна лишь небольшая ровная площадка – как для взлёта, так и для посадки.
Поэтому можно предположить, что однажды дирижабли смогут вернуться и использоваться, например, для грузовых перевозок на дальние расстояния, или в качестве аттракционов для туристов.
Тут мой Телеграм и ещё несколько интересных статей: