Найти тему
История моды с Марьяной С.

Как объединить два века

К тому, чтобы герои "исторической" пьесы были одеты в соответствии с модой той поры, театр шёл долго. И если мы говорим о XIX веке, тогда, как правило, театральные костюмы соответствовали модам текущим. а о прошлом говорили отдельные детали. Воротники, рукава, головные уборы и прочее. Однако в целом костюм, особенно его силуэт - модный! Как у дам-зрительниц.

А вот теперь представьте себе начало XIX века. Наполеоновские времена. Силуэт у женских нарядов весьма специфический! Носят платья в неоклассическом стиле, с очень завышенной, буквально под грудью, талией, из струящихся тканей. В моде узкие, вытянутые по вертикали силуэты. Вот такие:

В центре - портрет Элизы Бонапарт, Франсуа Кинсон, 1810, из коллекции дворца Фонтенбло. Слева и справа - модные гравюры 1813 г. из цикла "Costume Parisien"
В центре - портрет Элизы Бонапарт, Франсуа Кинсон, 1810, из коллекции дворца Фонтенбло. Слева и справа - модные гравюры 1813 г. из цикла "Costume Parisien"

Предстоит поставить спектакль, действие которого происходит в первой половине XVII века. Мода тогда совсем другая. Костюмы пышные, громоздкие, прячут женское тело под массой ткани. Нижнее платье, верхнее платье, стоячие воротники... Словом, разница существенная.

Слева - портрет Маргариты Лотарингской, Антонис ван Дейк, 1630-е, (с) Из коллекции Галереи Уффици. Справа - портрет Марии Луизы де Тассис, Антонис ван Дейк, ок. 1630. (с) из коллекции Лихтенштейнов.
Слева - портрет Маргариты Лотарингской, Антонис ван Дейк, 1630-е, (с) Из коллекции Галереи Уффици. Справа - портрет Марии Луизы де Тассис, Антонис ван Дейк, ок. 1630. (с) из коллекции Лихтенштейнов.

Однако, если проявить фантазию, можно и совместить! И вот прекрасный пример. Присмотримся к модной гравюре с нарядом актрисы.

Обратите внимание на верхнюю часть костюма. В XVII веке это был бы лиф со специальной вставкой на корсаже (т.н. "стомак"), со слегка завышенной талией и ленточкой, повязанной вокруг неё. А в XIX, учитывая моду на очень завышенные талии, повязали ленту почти под грудью, оставив узнаваемую деталь и в то же время поместив её туда, куда требует мода. Ну а вместо заострённого мыса корсажа (или "стомака") обозначили бантиком на платье то место, где этот мыс мог бы находиться. И волки сыты, и овцы целы.

Плюс жемчуг - не только на шее, но и на корсаже. Плюс рукава с разрезами, плюс белые воротник и манжеты, отделанные кружевами. Юбка не распашная, но декоративная отделка впереди делает её "как бы" распашной. И головной убор "под старину" - соединили чепец с острым мыском (такие, наследие Ренессанса, успели ещё поносить в XVII веке) и шляпу с перьями, которые в 1630-х просто обожали.

Костюм мадам Бельмон в роли Теодоры; комическая опера "Лагерь Собесского", 1813
Костюм мадам Бельмон в роли Теодоры; комическая опера "Лагерь Собесского", 1813

И получилось чудесно, я считаю.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!