Я прилетел в город, встречу с которым в мае 2020 года отложила пандемия. Уютный аэропорт, носящий имя императрицы Елизаветы Петровны, удивляет своей тишиной и спокойствием после похожего на людской муравейник под названием Шереметьево. Прохожу мимо большого коллажа с футболистами местного клуба «Балтика». Футбол и волейбол – самые популярные виды спорта здесь, и если футболистам ещё придётся немало потрудиться, чтобы попасть в высший эшелон национального первенства, то женская команда «Локомотив» совсем недавно стала чемпионом России.
Калининград встречает меня ярким солнцем и нежным жаром августа, в котором для меня наступило безо всяких оговорок настоящее лето. Я беру такси. До города 23 километра. Обращаю внимание на идеальное дорожное покрытие. Впрочем, в самом городе состояние дорог, как оказалось, в целом оставляет желать много лучшего.
Пожилой таксист без труда определяет во мне москвича. Всё оказывается на удивление просто, и к методу дедукции Шерлока Холмса он не прибегал. Кого ещё можно забрать в аэропорту? Или того, кто вернулся в свой родной город, или приезжего. В том, что я не местный, он определил по тому, как я назвал аэропорт. Оказывается, правильным является произношение с ударением не на первом слоге, а на втором: Храбрóво. Значит, не калининградец. Откуда рейс только что прибыл? Из Москвы. Вот и все ответы.
На ближайшую неделю местом моего пристанища стала уютная квартира в самом центре города, в двух шагах от Верхнего пруда и башни Врангеля. Несмотря на видавший виды и явно нуждающийся в ремонте подъезд, соседи приятно удивили своей вежливостью и доброжелательностью. Похоже, что приветствие, а порой и улыбка в виде бонуса здесь в порядке вещей.
Смутила меня нумерация домов. Здесь каждый подъезд имеет статус дома. К примеру, три подъезда в моей пятиэтажке имели нумерацию 3, 5 и 7.
Так как прилетел я в субботу, то по полной мог ознакомиться с экспонатами самой настоящей барахолки по соседству с башней Врангеля. Поразили коллекции виниловых пластинок, советских подстаканников, а также немецкая атрибутика времён Великой Отечественной.
Как-то раз, возвращаясь в свою квартиру, я стал свидетелем перебранки между продавцом и старичком, который, указывая на аккуратно разложенные на скатерти знаки с немецкими орлами военных лет, пытался пристыдить продавца и обвинить его в пропаганде фашизма.
Вряд ли стоит углубляться в историю и говорить о том, как и когда Кёнигсберг (Тувангсте до 1255 года) стал Калининградом. В городе и сейчас, спустя столько лет, многое напоминает о войне. Бастионами, фортами и башнями, памятниками героям войны, мемориальными досками, названиями улиц. Кёнигсберг был одним из последних оплотов той Германии.
В центре города на одноимённой площади стоит памятник маршалу Александру Михайловичу Василевскому.
По соседству с ним, в центре клумбы, своего рода островке, который окаймляет круговое автомобильное движение, вознёсся Александр Невский, ещё один видный полководец в истории страны, правда, истории куда более далёкой, но не менее яркой и тревожной одновременно.
Забегая вперёд, упомяну, что на меня произвела большое впечатление стоящая в живописном месте на возвышенности, в двухстах метрах от монумента, церковь Александра Невского. Светлая, просторная, чистая.
Во время своих многочисленных и многочасовых передвижений по городу я обратил внимание на храм преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Радонежского. Он находится на некотором удалении от центра города, на Железнодорожной улице, у Южного вокзала. Интересен тот факт, что храм был возведён всего за один день 21 сентября 2011 года.
А ещё в городе, фактически во дворе, на пересечении улиц генерала Соммера и маршала Рокоссовского, стоит на постаменте танк Т-34. Разные мнения высказываются на этот счёт. Мне лично он не мешал. И приятно поразил его идеальный внешний вид.
Также в городском дворе расположился музей под кратким и исчерпывающим названием «Бункер». Я часто проходил мимо него, но внутрь так и не попал. Или время было нерабочее, или у меня были иные планы.
Кстати, совсем рядом с музеем, в небольшом сквере, находится памятник Иммануилу Канту, который мне очень понравился.
Если говорить о городе в целом, то его многогранность видна невооружённым глазом. Это и наследие прусских времен, и советский период, в котором особенно ощущается влияние советской Прибалтики, и российский этап. О Прибалтике мне лично будет напоминать и янтарь, который сопровождал мои передвижения по городу разнообразием идей и форм из витрин магазинов и с прилавков торговых палаток и ларьков.
Знакомство с городскими прудами я начал с Нижнего пруда. История пруда, известного до войны как Замковый пруд, берёт своё начало с середины XIII века. Он вытянулся длинной (более 1 километра) и очень неоднородной (ширина от 50 до 100 метров) лентой от улицы Василевского до улицы Шевченко, преображаясь по мере продвижения в сторону последней.
Здесь находятся памятник Герою Советского Союза Александру Маринеско, а на противоположном берегу – памятный знак Нормандия – Неман. Французские лётчики участвовали в Восточно-Прусской операции и штурме Кёнигсберга.
Недалеко от памятника Маринеско на одноимённой набережной я обратил внимание на удивительные по красоте муралы, созданные местным художником и скульптором Валерием Ковалёвым, которые растянулись на десятки метров стены периметра большого жилого комплекса. Работы этого художника я потом встречу и в Калининграде, и в Светлогорске, и в Зеленоградске, но обо всём по порядку. Его стрит-арт в стиле немецкого эпоса действительно впечатляет. Виден и талант автора, и его трепетное отношение к тому, чем он занимается.
И всё-таки по вечерам я предпочитал прогуливаться вдоль Верхнего пруда. При этом меня не смущало ни большое количество людей, ни импровизированные концерты и иные увеселительные мероприятия, которые здесь проходили.
Намного больше своего собрата и в большей степени напоминающий озеро, он был особенно красив в часы заката, а я перемещался поближе к башне Дона, в которой разместился Калининградский музей янтаря, и с ажурного мостика наблюдал за тем, как солнце, подобно художнику-пейзажисту, разрисовывает небо в постоянно меняющуюся палитру, разноцветие которой отражается на водной глади.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Калининград # Балтика # города России # природа # рассказы #