Когда я была студенткой педучилища, то представляла себе свою работу благостной картинкой. Я, вся такая прекрасная, стою у доски и одухотворённо вещаю. Дети смирно сидят за партами и, открыв рты, восхищённо внимают либо пишут, пишут, пишут….
При этом я закончила 10 классов. Повидала разных учителей и отлично помню своих одноклассников. Убедилась вроде, что реальность может сильно отличаться от воображаемой благостной картинки.
Но ведь поди ж ты… Почему-то была твёрдая уверенность: уж когда я начну работать в школе, то будет именно так – я говорю, меня слушают и пишут! Ну-ну.
Реальность меня быстро привела в чувство. Я уже 2 сентября поняла, где раки зимуют. Пришлось перестраивать сознание. Оказывается, чтобы картинка в воображении стала реальностью, должны сойтись все звёзды и совпасть много факторов. Выяснилось неожиданно, что часть моих первоклассников в середине сентября просто потеряли интерес к учёбе. Это был удар!
Я продолжала щепетильно готовиться дома к занятиям, оставалась одухотворённой на уроках, но восторг от учёбы у некоторых моих детей сменился унынием и апатией. Не все меня слушали, открыв рты, не все писали… Вот те раз!
Тогда я всю вину взяла на себя. Стала ещё усиленнее готовиться к урокам. Чуть ли не театр одного актёра устраивала с пением и плясками. Ничего не выходило. И плакала, и на уроки к старшим коллегам ходила, и к себе коллег приглашала, и книжки всякие по педагогике читала. В конце концов решила, что никудышный я учитель. Надо менять профессию.
Хорошо, старшие коллеги подсказали: идёт естественный процесс. От тебя, Марьванна, зависят только 20 % детского успеха. Ещё 20 % - от родителей. И 60 % успеха зависят от самих детей.
По опыту, процентов 80-85 первоклассников идёт в школу с желанием и неплохой мотивацией. Разберёмся, куда желание и мотивация деваются у половины первоклассников от середины сентября до конца первого полугодия. И чья здесь вина.
Начнём с учителя.
Первоклассники в начале сентября похожи на горошины. Они всё время в разные стороны «рассыпаются». Нет у них привычки быть учениками. Они шумят, выкрикивают, вскакивают, ходят по классу во время урока и очень подвержены стадному чувству (подражательные рефлексы ещё сильны). Один попросился в туалет, и ещё семерым тут же понадобится. Один захотел попить срочно, сразу толпа просится на водопой. Один сказал: «Я чё-то устал», и со всех сторон: «И я, и я, и я тоже!»
Конечно, такой «горох» обучать трудно. Надо его приводить в человеческий вид. Надо учить школьным правилам и дисциплине. Без дисциплины на уроке знаний не будет никаких! Вот при установлении дисциплины и «отваливается» часть желания учиться у детей.
Учитель запросто может напугать первоклассников. Повысил голос, прикрикнул, отругал непоседу – и всё. При этом непоседе чаще всего – хоть бы хны. А спокойный и тихий ребёнок, услышав громкий голос учителя, может сильно испугаться. Да ещё и на свой счёт принять слова учителя о другом ученике.
Учитель непонятно объясняет, учитель требует невозможного от конкретного ученика, учитель сильно ругает за помарки, учитель посмеялся над учеником перед всем классом, учитель не защитил и т.п., и т. д.
Коллеги, речь не идёт о том, чтобы учителю самому быть тише воды, ниже травы, а то не дай Бог, ученик обидится. Нет. Просто надо понимать, кто перед тобой и кому труднее. Создание комфортной, дружественной атмосферы в классе – ответственность учителя. Мы ведь пришли учить детей, а не воевать с ними.
Но и без дисциплины никуда не продвинемся. Когда класс галдит так, что учителя не слышно, никто не может учиться хорошо. Из такого класса родители начинают забирать детей. Как правило – мотивированных на работу.
Теперь поговорим о том, какую лепту вносят родители.
Самая большая их ошибка – привести в школу неготового ребёнка. У нас ведь как: 7 лет стукнуло – иди грызи гранит науки. А ведь возраст – вообще не главный критерий готовности к школе. Будущий первоклассник должен обладать:
интеллектуальной зрелостью,
эмоциональной зрелостью,
социальной зрелостью,
физической зрелостью.
А родитель обычно упор делает только на интеллект и кругозор: выучил буквы, считает до 1000 – вперёд в 1 класс. Ан нет.
Расскажу про девочку Ларису. К 1 сентября ей 7 лет исполнилось. Вердикт родителей: годна! Пусть идёт грызть гранит науки, раз по паспорту пора. А где-то за полгода до школы сделали Лариске энцефалограмму. А она возьми да и покажи: незрелость мозговых структур (в 6 с лишним лет). Диагноз родителей не смутил. Вердикт следующий: мало ли что там показано, раз 7 лет, трава не расти, пусть идёт в школу. Там, глядишь, дозрееет. На то учителя есть.
Записывают девчонку в школу. На собеседовании ребёнок показывает результат, соответствующий 5-летнему возрасту. Мотивации к учёбе ноль, естественно. Ей просто неоткуда взяться при незрелости мозга. Фигня вопрос, научится. На то учителя есть.
Пришла Лариса учиться. На второй неделе сентября уже отставала от класса со страшной силой. В тетрадях практически пусто. В голове тоже. Зачем что-то делать на уроке, Лариса искренне не понимала. Её и так вкусно кормят и кучу игрушек покупают (отсутствие мотивации). За партой сидеть 5 минут не могла, сползала со стула как червяк (мышечный корсет слабый). Карандаш из пальцев вываливался, линии были еле видны (мышцы руки не развиты). В клетки-линейки не попадала (отсутствие координации «глаз-рука»). Меня на уроке не слышала, с соседями трещала, как сорока, и дралась-царапалась, как кошка. Ходила, куда и когда вздумается. На замечания не реагировала (эмоционально-волевая сфера не развита). То есть незрелость во всей красе.
На третьей неделе сентября разговариваю с мамой: ребёнок к школе не готов, не дорос, не мучьте, забирайте. Мама согласилась со мной в теории, а на практике – «наш папа сказал, пусть ходит».
В конце первой четверти разговариваю уже с папой. Демонстрирую работы детей, привожу всякие аргументы и факты. Пытаюсь донести мысль: Лариса не готова к школе по всем параметрам – физически, эмоционально, интеллектуально, социально! МОЗГ не готов! Её сейчас учить, только мучить. Как мёртвому припарка. Она – покупатель без денег, турист без рюкзака, водолаз без акваланга. Ответ папы гениальный по простоте и частоте употребления родителями: «А вы её заинтересуйте». Зашибись! Как я должна заинтересовать ребёнка с незрелым мозгом?? Джигу-джигу сплясать? Ребёнок сразу созреет? Зелёный помидор станет красным от одной только песни весёлой?? Или ему время нужно?
Лариса продолжила учиться в 1 классе. Папа несгибаемый. Плетью обуха не перешибёшь. Я умыла руки, поскольку я – не волшебник. Во втором классе пошли отметки. Лариса погрязла в двойках. При том, что я стараюсь лишний раз не ставить двоек. Но за контрольные и самостоятельные работы надо ставить то, что заработано.
В итоге все четыре года начальной школы Лариса занималась с ещё и с репетитором. Надо отдать девочке должное – 4-й класс Лариса закончила с одной тройкой по математике. Но приведи её родители в школу через год – не было бы троек совсем. Да и денег бы сэкономили кучу.
Другая крайность – родители чересчур готовят ребёнка к школе, начиная чуть ли не с двух лет. «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота…» Что пожелала душа родительская – то и запихнули в ребёнка: английский, французский, балет, рисование, айкидо, скрипка с фортепиано и т.д., и т.п. Чему мама с папой не научились в своё время, тому ребёнка и хотят научить. А ребёнок не резиновый вообще-то.
Теперь расскажу про Пашу. На все вопросы собеседования перед 1 классом ответил с лёгкостью и даже с недоумением типа: ерунду спрашиваете, я это одной левой. Парнишка и вправду был умён, начитан и способен на подвиги учения. Программа первого класса по математике отлетала от зубов, примеры решал свободно в пределах 1000, читал бегло, прочитанное полностью понимал (что редкость у шести - семилеток). Держала его в первом классе только пропись – умные родители совершенно правильно не учили заранее Пашу писать. В итоге в уже в ноябре Паша в школу ходить расхотел - скуууучно!
А и правда, что ему было делать? Класс читает по слогам, примеры решает в пределах 5. На любой вопрос Паша знал ответ. Когда понял, что не надо отвечать, пока до остальных не дошёл смысл вопроса, скис окончательно: уже и говорить на уроке не надо. В итоге человек заскучал и расслабился. Решил: зачем слушать учителя, если я и так всё знаю? Не слушать вошло в привычку, и Паша не заметил, как стал пропускать мимо ушей уже неизвестные для него вещи. Итог – тройки по основным предметам. А какие надежды подавал парень! Вопрос: нужно ли было так "гнать лошадей" до школы и заучивать парня до потери интереса к учёбе?
Редкий родитель может адекватно оценивать своего ребёнка. Часто родители либо занижают его способности и свои ожидания-требования к ребёнку, либо завышают. Завышенные требования родителей – беда ребёнка. Он не может им соответствовать, берёт всю вину на себя, считает себя дураком. Сначала старается изо всех сил, потом понимает, что не тянет. Итог – апатия, потеря интереса к учёбе, абсолютное неверие в свои силы и способности.
Ещё одна большая ошибка родителей – не интересоваться успехами ребёнка, не помогать ему, если стало трудно, вообще не заглядывать ни в тетради, ни в дневник. Ребёнок, видя, что родители не проявляют интереса к его учёбе, понимает, что он занят каким-то ненужным делом. Стараться ему особо не обязательно. Как правило, такие дети плохо учатся и с появлением соответствующих отметок вообще теряют интерес е учёбе.
Теперь про ученика.
Ученику может быть не до учёбы, если в семье проблемы – развод родителей, смерть кого-то из родных.
Ученик не учится, как мог бы, если здоровье у него слабое, и он очень часто пропускает школу из-за болезней.
Нет интереса, если учёба даётся трудно. Такое бывает, когда у ребёнка неврологический диагноз, и ему нужны логопед, дефектолог, нейропсихолог и т.д.
Иногда оказывается, что учёба – это не вечный праздник 1 сентября, тут напрягаться надо. Вот они – разочарование и потеря интереса.
Бывает, ученик не влился в коллектив. Не принимают его дети, хоть убей. Тут тоже не до учёбы.
В общем, причин потери интереса первоклассника (и не только) к обучению много. Вопрос, что делать?
Ответ: учителю нужно смотреть во все глаза на детей, на их способности, на их диагнозы, на их семейные обстоятельства. Быть на стороне ученика и помогать ему по мере сил. Трудно? Неохота? Проще – дал урок, и как хотят? Понимаю, но не разделяю. Потому что помню, зачем я пришла в школу работать и зачем туда дети приходят.
Статья в тему: Родителям первоклассников посвящается
P.S. Друзья, я давно не писала на своём канале. Но без дела не сидела. В конце августа по материалам канала на ЛитРес вышла моя книга "Записки Марьванны Указкиной, или Пособие для начинающих педагогов".
Готовлю книгу для родителей.