Найти тему
Коммерсантъ

Банки обязали разъяснять

Понятные условия по вкладам и ограничения сумм на онлайн-операции. С 1 октября вступают в силу изменения для банковской сферы. Так, например, кредитные организации теперь должны предоставлять вкладчикам таблицу с условиями депозита. В ней, в числе прочего, будет указана ставка, порядок выплаты процентов и продления вклада, а также правила пополнения и снятия денег. Причем это коснется вкладов, открытых как в отделении, так и онлайн.

   Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Эти требования помогут разграничить условия депозита и другие дополнительные услуги, говорит независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев.

И, по его словам, такие таблицы нужны в первую очередь для мобильных приложений: «Сейчас очень большой оборот именно вкладов и связывания активов происходит онлайн. Должен быть встроенный стандарт, контролирующий, что вкладчик перед нажатием последней кнопки действительно ознакомлен со всеми главными условиями по вкладу.

В логике интернет-коммерции необходимо вбросить самый главный дразнящий фактор, чтобы человек скорее совершил покупку. А в логике защиты интересов инвестора нужно, чтобы он успел все прочитать, осознать. Понятно, многим придется дорабатывать свои интернет-приложения и так далее, но в данном случае это не кажется мне каким-то чрезмерным, сверхсложным и так далее.

Останется ли у банков возможность что-то скрыть? И какая ответственность в теории за это может последовать? Если требование регулятора не выполняется, то при определенных условиях оно может служить основанием для отзыва лицензии у банка, или, по крайней мере, ограничением возможности приема вкладов у населения.

Очень многие банки параллельно со вкладами пытаются продавать еще и дополнительные продукты, а регулятор говорит: давайте, ребята, отделим мух от котлет, вы точно объясните, что связано с депозитом, а что не связано. И, соответственно, что вкладчик может не покупать».

Еще одно нововведение коснется онлайн-операций банковских клиентов. Регулятор обязал игроков рынка идентифицировать устройства, с которых они совершаются. Например, подтверждать телефонные номера и адреса электронной почты. Это нужно для защиты от мошенников.

Похожие требования к банкам предъявляли и раньше. Клиентам в данной ситуации не придется делать что-то дополнительно, говорит консультант по интернет-безопасности компании Positive Technologies Алексей Лукацкий: «Например, информация о номере телефона, с которого осуществляется трансакция, если мы говорим о мобильных приложениях. Также требовалось собирать информацию об IP-адресе, с которого осуществлялся перевод. И в ряде случаев информация о самом мобильном устройстве. В частности IMEI, то есть номер аппарата, номер SIM-карты — все это необходимо для идентификации абонента и подтверждения того, что речь идет не о мошеннических платежах.

Каких-то серьезных изменений со стороны финансовых организаций производить не придется. Клиент обычно тоже не замечает каких-то нововведений, ведь делается все это либо через приложение, которое само собирает информацию, если обладает доступом к ней, либо на стороне шлюза, то есть системы, которая принимает трансакцию от клиента. Распоряжение на перевод денежных средств проверяется и там на предмет того, что оно отправлено не мошенником, а легальным клиентом».

С 1 октября клиенты банков также смогут сами устанавливать запрет на онлайн-операции или ограничивать их суммы. В частности, определить максимальное количество средств для одной трансакции. Клиентам придется написать заявление в свою кредитную организацию.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru