1,2K подписчиков

Из истории создания отечественных скафандров. К 70-летию НПП «Звезда»

117 прочитали

2 октября 1952 г. приказом министра авиационной промышленности СССР № 1150 «Об организации работ по средствам обеспечения безопасности экипажей скоростных и высотных самолетов» был создан опытный завод № 918 с конструкторским бюро и научно-исследовательским отделом, который расположился в поселке Томилино Московской области. Директором и главным конструктором завода был назначен С.М. Алексеев.

В 1964 г. завод № 918 был переименован в Машиностроительный завод «Звезда» и его возглавил Г.И. Северин. В 1994 г. завод был преобразован в Научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда». С 2008 г. генеральным директором и главным конструктором предприятия является С.С. Поздняков.

В 1950-е годы на заводе были созданы первые авиационные скафандры для летчиков-истребителей (СИ-1 и СИ-3) и экипажей бомбардировщиков СБ-2. Были разработаны катапультные установки и кресла для спасения летчиков в случае аварии самолета. В эти же годы созданы первые агрегаты для дозаправки самолетов топливом во время полета. До сих пор НПП «Звезда» разрабатывает новейшие средства спасения пилотов военной и гражданской авиации.

В 1953 г. предприятие подключилось и к космической тематике. Для проведения пусков ракет с животными были изготовлены специальные катапультные тележки, герметичные кабины и скафандры для собак.

В 1959 г. началась разработка первого скафандра космонавта (СК-1) для пилотов космических кораблей «Восток», а также катапультного кресла и наземного аварийного запаса (НАЗ). В 1962 г. для женщин-космонавтов была выпущена модификация СК-2.

В 1964 г. был создан скафандр «Беркут» с ранцевой системой жизнеобеспечения (СЖО) типа КП-55, а также специальная шлюзовая камера «Волга». 18 марта 1965 г. А.А. Леонов в скафандре «Беркут» впервые в мире вышел в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2».

В 1966 г. был изготовлен новый скафандр «Ястреб» с ранцевой СЖО РВР-1П для отработки процесса перехода космонавта с одного корабля в другой через открытый космос. Такой переход планировался во время пилотируемого полета лунного экспедиционного комплекса Л-3. В 1966 г. эту процедуру отрабатывали испытатели во время полетов на летающей лаборатории Ту-104ЛЛ. При этом оказалось, что пройти через узкий люк диаметром 60 см с ранцем на спине удается с большим трудом. На шлемах и ранцах испытателей оставались вмятины и царапины. Решили эту проблему гениально просто — закрепили ранец спереди на ногах (фото арх. № 0-16125). В РГАНТД хранятся фотодокументы с испытательных полетов Ту-104ЛЛ. Две фотографии (арх. №№ 2-472 и 2-473) публикуются впервые.

В рамках лунной пилотируемой программы Н1-Л3 на заводе «Звезда» в 1965 г. сначала был создан экспериментальный скафандр космонавта для выхода (СКВ) полужесткого типа. Затем на его основе после различных испытаний были разработаны два типа скафандров. Первый предназначался для пилота Лунного корабля (11Ф94). Он получил название «Кречет-94». В этом скафандре космонавт мог автономно находиться на поверхности Луны до 10 часов и пройти расстояние до пяти км. Для командира Лунного орбитального корабля (11Ф93) был изготовлен облегченный скафандр «Орлан».

В 1970-х годах для экипажей орбитальных станций «Салют» на основе лунного скафандра «Орлан» была разработана модификация «Орлан-Д». Впервые этот скафандр использовался в декабре 1977 г. на борту станции «Салют-6». С того времени «Орланы» несколько раз модернизировались. В настоящее время на МКС российские космонавты работают в скафандрах «Орлан-МКС» (модернизированный, компьютеризированный, синтетический).

После гибели экипажа корабля «Союз-11» в 1971 г. в результате разгерметизации спускаемого аппарата, на заводе «Звезда» в 1972 г. был создан спасательный скафандр «Сокол-К» с мягким шлемом. С тех пор все экипажи «Союзов» взлетают и совершают посадку на Землю, облачившись в скафандры «Сокол». Сейчас используется усовершенствованная модель «Сокол КВ-2».

Следующим этапом развития НПП «Звезда» стало создание в 1980-х годах скафандра «Стриж» для пилотов-испытателей многоразового космического корабля «Буран» и катапультного кресла К-36РБ. В этот же период было разработано средство передвижения космонавта (СПК) в космическом пространстве, позволявшее космонавту в скафандре перемещаться с шестью степенями свободы на расстояние до 100 метров от орбитальной станции. Первыми испытателями этого «летающего кресла» в феврале 1990 г. стали космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко.

Кроме того, на протяжении всего периода развития отечественной космонавтики НПП «Звезда» разрабатывало и изготавливало системы водообеспечения, ассенизационно-санитарные устройства (АСУ), а также различное полетное снаряжение.

В РГАНТД хранится фонд НПП «Звезда», который содержит более 4 тысяч дел научно-технической и конструкторской документации за период 1954-1993 гг.

РГАНТД поздравляет коллектив НПП «Звезда» с юбилеем!

С.Х. Шамсутдинов