Найти тему
ПроРок

БЕЛЫЙ БЛЮЗ: Критика свинговых оркестров и движение в сторону Пресли. Часть 3

Блюз уверенно шагает по планете страницам канала ПроРок и сегодня представляет читателям несколько новых шедевров в литературном-музыкальном изложении нашего любимого постоянного автора Сергея Беляева, за что мы ему чрезвычайно и безусловно благодарны.

-2

Добрый день, друзья!

От папы и сына Гатри - к пригоршне других риффов...

Мы продолжаем тему БЕЛОГО блюза!

В конце '20-х некоторые белые музыканты работали по контракту для расовых записей - мы поясняли, ЧТО это такое - или же подыгрывали блюзовым исполнителям другого цвета кожи.

Среди них был, например, Эдди ЛЭНГ, записавший инструментальные дуэты с Лонни ДЖОНСОНОМ. В частности, "Have To Change Keys To Play These Blues" ("Okeh Rec.", 1928) и "A Handful of Riffs" (1929)...

Эти два блюзмена пользовались огромной популярностью вот у таких влюбленных пар, как на фото, ибо под их музыку было романтично... заниматься чем угодно, но не грустить!

Лонни и Эдди отлично сработались: Лэнг был изобретательным гитаристом, хотя ритмически - несколько "зажатым" по сравнению с Джонсоном.

Лэнг аккомпанировал многим черным блюзменам, среди которых были "Техас" Александер, Бэсси Смит, Глэдис Бентли и другие. Как видим, и блюз-вимин, тоже...

Придерживаясь канонов именно блюза, парочку фортепианных пьес под псевдонимом Broadway Rastus записал Фрэнк Мелроуз. Излишне говорить, что они были изданы в "расовой" серии.

Как мы только что видели, Мелроуз записывался и под собственным именем.

Невозможно переоценить вклад в развитие белого блюза Джорджа БАРНСА, который играл с исполнителем на мандолине Чарлзом МакКоем в номере "Большого" Билла БРУНЗИ "You Know I Got A Reason" ("Conqueror", 1936)...

Барнс был одним из пионеров блюзовой ЭЛЕКТРОгитары и сделал несколько записей как аккомпаниатор "Слепого" Джона Дэвиса, "Джаза" Гиллама, Сэма Уошборда и Мерилин Джонсон, в чьей "About My Time To Check", "Приходит Мне Время Проверить..." ("Vocalion", 1938), Барнсу принадлежит великолепное, хотя и несколько сдержанное, соло…

БЕЛЫЕ ПИАНИСТЫ и Boogie Woogie

В эру буги-вуги - исконного жанра! не путать с имитациями '60-х! - многие белые ДЖАЗОВЫЕ пианисты работают в блюзовом ключе! Блюз ВОСТРЕБОВАН!

Некоторым удаются и СОЛЬНЫЕ блюзовые номера.

Один из таких исполнителей - Джо САЛЛИВАН, раннюю славу которому принес "Gin Will Blues" ("Columbia", 1933)...

Как видите, лицензировалась, начиная с 1934-го.

Через несколько лет Салливан записывался с состоящей, в основном, из черных музыкантов группой "Cafe Society Orchestra".

На "Low Down Dirty Shame" ("Vocalion", 1940) вокальную партию исполнил великий Джо ТЁРНЕР...

Другие белые пианисты, например, Стэн Райтсман и Арт Хоудз, работая, преимущественно, ДЖАЗОВЫМИ музыкантами, могли наигрывать хорошие блюзовые СОЛО.

Хоудз, к примеру, в своем стиле ориентировался на Джимми ЙЭНСИ.

Однако, эти скромные набеги джазменов на БЛЮЗ сумели внести в ЖАНР немногое...

В музыке групп и оркестров Западного Свинга '40-х "горячие" скрипичные формации включали в свой репертуар не только джаз, но и блюзовые, кантри песни, откровенно деревенскую музыку, создавая таким образом оживленный, но чисто поверхностный СИНТЕЗ.

Значительным успехом пользовались Боб УИЛЛС и его "Texas Playboys". Ими, в числе прочего, была востребована лирика Лемона Джефферсона...

Милтон Браун и его "Музыкальные Брауни" - пример еще одного Западного свингового оркестра, многое почерпнувшего из блюза для создания собственного материала.

Однако, все подобные группы не внесли в блюз ничего принципиально нового. Они лишь неумелой популяризацией зачастую лишали блюз ЯРКОСТИ...

Узнали, друзья?

Много позже в исполнении Нопфлера и Эткинса этот МОТИВ будет востребован советскими меломанами. Альбом "Neck & Neck".

А почему бы ни сравнить?

"Со словами", конечно, интереснее! Не правда ли, друзья?

Начало '50-х ознаменовалось большим интересом к блюзу со стороны белых кантри-музыкантов.

Забегая вперед, скажем, что в 1954-м на "Sun Records" выйдут ДВА рок-н-ролла, "модификации" блюзовых гармоний, один останется известным лишь специалистам. Другой ознаменует НОВУЮ ЭРУ в музыке, Эру РОКА...

Об этой новой эре БЕЛОГО блюза - в нашей следующей Серии, друзья!

Пока! Stay tuned!

(C) Сергей Беляев, 2022

От ПроРока: потрясающий экскурс в музыкальную историю блюза! Как всегда, Сергей Беляев знает, что говорит и показывает. За что ему огромная благодарность от читателей и ПроРока лично.

Надо ли напоминать про лайки и комментарии? С радостью прочту все.

Другие статьи из этой серии по ссылке:

Черно-белый блюз