Одним из важнейших сражений Второй Мировой Войны являлась Сталинградская битва. Её итогом стал разгром сил нацистской Германии и её союзников. Разумеется, такое историческое событие просто не могли не экранизировать. Фильмов о Сталинградском сражении немало. Осмотрим подборку самых выдающихся из них.
В подборку попали только художественные фильмы.
Мальчик из Сталинграда (США. 1943 год)
Первый фильм о Сталинграде вышел в том же году, когда и закончилась битва. И вышел не в СССР, а в США. Режиссерами стали: Сидней Сэлкоу и Тэй Гарнетт. Фильм повествует о шестерых мальчишках, одним из которых является англичанин, оставшихся в одной из разрушенных деревень под Сталинградом и сдерживающих немецкую танковую дивизию. Фильм полностью посвящен подвигу юных сирот-партизан и в нём не показаны бои за сам город. Важным моментом в фильме стал тот, где один из героев кинокартины обращается к немецким захватчикам со словами - «Скорее Волга загорится, чем вы Сталинград возьмёте!»
Три русские девушки (США. 1943 год)
Еще один фильм, посвященный так или иначе Сталинградской битве, вышел в том же году, что и «Мальчик из Сталинграда». И вновь в США. Кинокартина Фёдора Оцепа и Генри Кеслера называлась «Три русские девушки» и в некотором роде являлась переосмыслением советского фильма 1941 года «Фронтовые подруги». Одна из главных героинь фильма – Наташа, которую сыграла Анна Стэн, работая в госпитале в Сталинграде, влюбляется в сбитого американского летчика Джона Хилла, сыгранного Кентом Смитом. Всё бы ничего, только она помолвлена с бойцом северного фронта Сергеем Коровиным. При подходе немецких сил к городу, Наташа с Джоном отказываются от эвакуации в Ленинград и остаются в Сталинграде. А после войны они договариваются о встрече.
Дни и ночи (СССР. 1944 год)
И вот выходит, наконец-то, первый советский фильм, посвященный Сталинградскому сражению. И это первый фильм, посвященный именно битве за Сталинград, а не отдельному подвигу на подступах и амурных делах. Режиссёром кинокартины «Дни и ночи», вышедшей в 1944 году, стал Александр Столпер. По сюжету фильма батальон, под командованием капитана Сабурова, перебрасывается на правый берег Волги для обороны Сталинграда. Бойцы сходу выбивают немецких солдат из трёх зданий, занимают их и сами уже принимают оборону. Под непрерывными ударами противника они проводят несколько дней и ночей.
Великий перелом (СССР. 1945 год)
В год окончания войны выходит очередной фильм о Сталинградском сражении. Фильм Фридриха Эрмлера разительно отличается от предыдущих картин о битве за город. Если уже «Дни и ночи» показывали сражения, непосредственно в самом городе, то «Великий перелом» пошел еще дальше. Он затрагивает куда большие и масштабные события, освещает работу ставки. Причем интересным моментом является то, что названия города в фильме ни разу не прозвучало. Нигде не говорится, что сражение идет за Сталинград, однако по косвенным данным можно понять, что кинокартина посвящена именно Городу на Волге. В 1946 году на первом Каннском кинофестивале фильм получил гран-при. В том же году фильм получил Сталинскую премию в области литературы и искусства 1-й степени за сценарий режиссёрскую и операторскую работу.
Сталинградская битва (СССР. 1949)
Следующий фильм данной тематики выходит только спустя 4 года в 1949 году. Двухсерийный художественный фильм Владимира Петрова под названием «Сталинградская битва» повествует о событиях 1942-1943 годов, охватывая наиболее полно сражение за город. Как и многие советские киноэпопеи, «Сталинградская битва» не затрагивает лишь военные действия, но и показывает войну дипломатическую. Наравне с простым советским солдатом героями фильма становятся главы воющих стран и их приближенные. Так в фильме присутствуют: президент США Франклин Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, Генеральный Секретарь СССР Иосиф Сталин и фюрер Нацистской Германии Адольф Гитлер.
Солдаты (СССР. 1956 год)
В 1956 году выходит экранизация повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Первоначально фильм имел точно такое же название, но затем был переименован в «Солдаты». Режиссером стал Александр Иванов, а в главных ролях дебютировали Всеволод Сафонов и Николай Погодин. За сценарий отвечал сам писатель-фронтовик Виктор Некрасов, однако перед съемками, сценарий подвергся цезуре. Начиналась Хрущевская «оттепель» и прошел XX съезд КПСС с развенчанием культа личности Сталина, поэтому имя «Отца народов» было старательно вычеркнуто из фильма. В центре сюжета была история трех друзей - лейтенанта Керженцева, его связного Валеги и полкового разведчика Ивана Седых. Они отступают к Сталинграду от самого Харькова и прижимают участие в обороне города. В 1966 году Виктор Некрасов подписал «письмо 25-ти деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина» при Брежневе, поэтому фильм перестали показывать по телевидению, а после эмиграции Некрасова, он и вовсе был забыт вплоть до 1991 года.
Врач из Сталинграда (ФРГ. 1958 год)
В 1958 году выходит первый немецкий фильм, пусть и опосредованно, но все же посвященный Сталинградской битве, под названием «Врач из Сталинграда». Кинокартина поставлена по одноимённому роману Х. Конзалика, а в режиссёрское кресло сел «Геза фон Радваньи». Фильм несколько ближе к американской кинокартине «Три русские девушки», нежели к советским фильмам, посему показывает отдельную историю любви, между пленным немецким врачом Фрицем Бёхлером и начальницей медицинской службы лагеря капитаном Александрой Касалинской. Конечно же фильм есть подлый НКВД-шник и советский исправительный лагерь, куда без них в немецком фильме.