Я думаю, все вы помните замечательную песню Владимира Высоцкого «Баллада о книжных детях». «Значит, нужные книги ты в детстве читал», это как раз оттуда. У меня почему-то эта песня ассоциировалась с книгами Владислава Крапивина. Не знаю, был ли знаком Владимир Семёнович с его творчеством, но, как мне кажется, книги Крапивина как раз относятся к тем самым нужным.
Крапивин вошёл в историю нашей литературы как детский писатель. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в работе детского литератора нет. Но я не согласен с этим. Чтобы увлечь ребёнка сюжетом, нужно уметь взглянуть на мир именно его глазами. Любому взрослому это по силам? Сомневаюсь. А вдвойне сложнее создать в книге главного героя - подростка, в правдивость характера которого читатели бы верили. Ведь часто в детстве, читая книги или смотря фильмы, я не верил в происходящее, герои казались мне неправдоподобными. Общаясь со сверстниками в школе, во дворе, я понимал, что книга и фильм к реальности отношения не имеют. Но когда мне попалась в руки книга Владислава Крапивина «Наследники (Путь в архипелаге)», то был поражён, насколько реалистично были описаны нравы подростковой среды пусть не совсем моего времени, а лет на десять пораньше, но описанное вполне было похоже на то, что было в начале 1990-х. Позже я узнал, что это третья часть трилогии «Острова и капитаны» и ознакомился с двумя предыдущими книгами – «Хронометр (Остров Святой Елены)» и «Граната (Остров капитана Гая)». И эти замечательные книги на какое-то время стали для меня хитом. Насколько ярко описаны герои, мои ровесники, их взаимоотношения, конфликты. Да, Крапивин не боялся острых тем, которые другие авторы избегали.
Еще характерный момент, который меня, тогдашнего школьника, поразил: Крапивин строг и искренен не только со своими героями - школьниками, но и учителями. Да, все мы привыкли, что образ учителя в детских книгах и фильмах сугубо положительный, однако у Крапивина учителя порой предстают равнодушными формалистами. Ведь были такие педагоги и в вашей школьной жизни, верно? Кстати, за это Крапивин был критикуем в своё время. Профессиональным педагогом он не был, имел журналистское образование, но свои взгляды на воспитание имел. И свои теории осуществлял на практике. Детский отряд «Каравелла», созданный им, думаю, многим известен? Он интересовался тем, чем живут подростки, старался их понять и привить качества, которые считал необходимыми для личности. И так было с разными поколениями детей, с 1960-х и вплоть до нашего времени, пока писатель не ушёл из жизни. Поэтому его книгам верили и верят.
И что удивительно, это один из немногих детских писателей, чьи книги мне было интересно читать, и будучи взрослым. Просто в детстве моё внимание акцентировалось на одних деталях, а сейчас уже я неожиданно открыл для себя новые смыслы. В частности, я это почувствовал, когда однажды из ностальгических побуждений решил перечитать свою любимую «Острова и капитаны». Единственное, что приходит в этой связи на ум, это, пожалуй, нетленки Марка Твена о Томе Сойере и Гекельберри Финне.
Да, что-то я зациклился на любимой трилогии. Ведь другие книги Крапивина также хороши. «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Журавленок и молнии» - прекрасные произведения. И такие же резкие и суровые. Крапивин строг к своим героям, подчас иногда кажется, что излишне строг, посылая им испытания. Но именно в них раскрывается характер человека, в том числе и ребенка. Из-за стремления Крапивина быть максимально реалистичным его книги отсутствовали в некоторых школьных библиотеках. Потому как были описания и нелицеприятных явлений у него.
Травля или, как этой сейчас принято называть, буллинг ребенка, не желающего быть как все и пытающегося оставаться самим собой, подростковая преступность. В советское время непринято было говорить о таких вещах. И когда в начале 1980-х вышел фильм «Чучело», это имело эффект взорвавшейся бомбы в нашем культурном пространстве. Как, неужели такое может происходить в наших школах? Оказалось, может и еще как. Впрочем, я отвлекся. Речь о книгах Крапивина. Так вот он не боялся поднимать эти проблемы.
Впрочем, помимо реализма, Крапивин пробовал свои силы и в таких жанрах, как фантастика и фентези. И эта сторона его творчества тоже заслуживает внимания. Цикл повестей «В глубине Великого Кристалла» может вызвать ассоциации и с Роджером Желязны, и со Стивеном Кингом. Идею множественности миров и параллельных вселенных использовали и продолжают использовать многие. Но Крапивин перенес в фантастическую концепцию свои типичные мотивы, чем и примечательна его фантастика.
Также мне, как провинциалу, приятно отметить, что Крапивин большую часть своей жизни прожил в Екатеринбурге, а также в Тюмени, где он, к слову, и родился. В 1970-е годы ему предлагали перебраться в Москву и обещали посодействовать созданию на новом месте проживания отряда «Каравелла». Он отказался. «Не могу же я бросить своих ребят»,- так он рассуждал. Он сам своим примером учил своих воспитанников преданности, умению держать свое слово. Но отдельным географическим пунктом в его творчестве стоит Севастополь.
Одна моя знакомая барышня как-то в досужей беседе сказала, что город ее мечты Севастополь, но при этом, по ее признанию, в нем она ни разу не была. Когда я сделал удивленное лицо, она объяснила, что в детстве зачитывалась Крапивиным. Вот она, сила художественного слова, абсолютно без иронии. Севастополь и вообще Крым писатель любил и часто действия своих книг переносил туда, в частности, «Трое с площади Карронад», «Шестая бастионная», да и уже сто раз мной упомянутая «Острова и капитаны». Описания этого города атмосферны и реалистичны. Чувствуется, что Севастополь Крапивин любил. И не просто так он был награжден почетным знаком «За заслуги перед Севастополем». При том, что он уроженцем этого города не являлся.
И я не удивлен, что мне часто встречались люди разных поколений, зачитывавшихся Крапивиным, начиная от «семидесятников» и заканчивая родившимися в начале 1990-х, хотя это уже не совсем их эпоха. Но люди и их взаимоотношения, конфликты были всегда, и всегда будут «белые вороны», пытающиеся бороться с несправедливостью, пусть и не всегда с однозначным успехом. Сложно сказать, будут ли его книги также интересны поколению «двухтысячников», но для предыдущих поколений фигура писателя Крапивина, безусловно, знаковая. И любовь к хорошей литературе для многих начиналась именно с его книг. И если в детстве книги Крапивина вдруг прошли мимо Вас, попробуйте сейчас прочесть что-нибудь, его книги читать никогда не поздно.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.