Найти тему
soullaway soullaway

Владислав Крапивин и его удивительные герои.

Я думаю, все вы помните замечательную песню Владимира Высоцкого «Баллада о книжных детях». «Значит, нужные книги ты в детстве читал», это как раз оттуда. У меня почему-то эта песня ассоциировалась с книгами Владислава Крапивина. Не знаю, был ли знаком Владимир Семёнович с его творчеством, но, как мне кажется, книги Крапивина как раз относятся к тем самым нужным.

Крапивин вошёл в историю нашей литературы как детский писатель. На первый взгляд кажется, что ничего сложного в работе детского литератора нет. Но я не согласен с этим. Чтобы увлечь ребёнка сюжетом, нужно уметь взглянуть на мир именно его глазами. Любому взрослому это по силам? Сомневаюсь. А вдвойне сложнее создать в книге главного героя - подростка, в правдивость характера которого читатели бы верили. Ведь часто в детстве, читая книги или смотря фильмы, я не верил в происходящее, герои казались мне неправдоподобными. Общаясь со сверстниками в школе, во дворе, я понимал, что книга и фильм к реальности отношения не имеют. Но когда мне попалась в руки книга Владислава Крапивина «Наследники (Путь в архипелаге)», то был поражён, насколько реалистично были описаны нравы подростковой среды пусть не совсем моего времени, а лет на десять пораньше, но описанное вполне было похоже на то, что было в начале 1990-х. Позже я узнал, что это третья часть трилогии «Острова и капитаны» и ознакомился с двумя предыдущими книгами – «Хронометр (Остров Святой Елены)» и «Граната (Остров капитана Гая)». И эти замечательные книги на какое-то время стали для меня хитом. Насколько ярко описаны герои, мои ровесники, их взаимоотношения, конфликты. Да, Крапивин не боялся острых тем, которые другие авторы избегали.

-2

Еще характерный момент, который меня, тогдашнего школьника, поразил: Крапивин строг и искренен не только со своими героями - школьниками, но и учителями. Да, все мы привыкли, что образ учителя в детских книгах и фильмах сугубо положительный, однако у Крапивина учителя порой предстают равнодушными формалистами. Ведь были такие педагоги и в вашей школьной жизни, верно? Кстати, за это Крапивин был критикуем в своё время. Профессиональным педагогом он не был, имел журналистское образование, но свои взгляды на воспитание имел. И свои теории осуществлял на практике. Детский отряд «Каравелла», созданный им, думаю, многим известен? Он интересовался тем, чем живут подростки, старался их понять и привить качества, которые считал необходимыми для личности. И так было с разными поколениями детей, с 1960-х и вплоть до нашего времени, пока писатель не ушёл из жизни. Поэтому его книгам верили и верят.

И что удивительно, это один из немногих детских писателей, чьи книги мне было интересно читать, и будучи взрослым. Просто в детстве моё внимание акцентировалось на одних деталях, а сейчас уже я неожиданно открыл для себя новые смыслы. В частности, я это почувствовал, когда однажды из ностальгических побуждений решил перечитать свою любимую «Острова и капитаны». Единственное, что приходит в этой связи на ум, это, пожалуй, нетленки Марка Твена о Томе Сойере и Гекельберри Финне.

-3

Да, что-то я зациклился на любимой трилогии. Ведь другие книги Крапивина также хороши. «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Журавленок и молнии» - прекрасные произведения. И такие же резкие и суровые. Крапивин строг к своим героям, подчас иногда кажется, что излишне строг, посылая им испытания. Но именно в них раскрывается характер человека, в том числе и ребенка. Из-за стремления Крапивина быть максимально реалистичным его книги отсутствовали в некоторых школьных библиотеках. Потому как были описания и нелицеприятных явлений у него.

Травля или, как этой сейчас принято называть, буллинг ребенка, не желающего быть как все и пытающегося оставаться самим собой, подростковая преступность. В советское время непринято было говорить о таких вещах. И когда в начале 1980-х вышел фильм «Чучело», это имело эффект взорвавшейся бомбы в нашем культурном пространстве. Как, неужели такое может происходить в наших школах? Оказалось, может и еще как. Впрочем, я отвлекся. Речь о книгах Крапивина. Так вот он не боялся поднимать эти проблемы.

Впрочем, помимо реализма, Крапивин пробовал свои силы и в таких жанрах, как фантастика и фентези. И эта сторона его творчества тоже заслуживает внимания. Цикл повестей «В глубине Великого Кристалла» может вызвать ассоциации и с Роджером Желязны, и со Стивеном Кингом. Идею множественности миров и параллельных вселенных использовали и продолжают использовать многие. Но Крапивин перенес в фантастическую концепцию свои типичные мотивы, чем и примечательна его фантастика.

-4

Также мне, как провинциалу, приятно отметить, что Крапивин большую часть своей жизни прожил в Екатеринбурге, а также в Тюмени, где он, к слову, и родился. В 1970-е годы ему предлагали перебраться в Москву и обещали посодействовать созданию на новом месте проживания отряда «Каравелла». Он отказался. «Не могу же я бросить своих ребят»,- так он рассуждал. Он сам своим примером учил своих воспитанников преданности, умению держать свое слово. Но отдельным географическим пунктом в его творчестве стоит Севастополь.

Одна моя знакомая барышня как-то в досужей беседе сказала, что город ее мечты Севастополь, но при этом, по ее признанию, в нем она ни разу не была. Когда я сделал удивленное лицо, она объяснила, что в детстве зачитывалась Крапивиным. Вот она, сила художественного слова, абсолютно без иронии. Севастополь и вообще Крым писатель любил и часто действия своих книг переносил туда, в частности, «Трое с площади Карронад», «Шестая бастионная», да и уже сто раз мной упомянутая «Острова и капитаны». Описания этого города атмосферны и реалистичны. Чувствуется, что Севастополь Крапивин любил. И не просто так он был награжден почетным знаком «За заслуги перед Севастополем». При том, что он уроженцем этого города не являлся.

-5

И я не удивлен, что мне часто встречались люди разных поколений, зачитывавшихся Крапивиным, начиная от «семидесятников» и заканчивая родившимися в начале 1990-х, хотя это уже не совсем их эпоха. Но люди и их взаимоотношения, конфликты были всегда, и всегда будут «белые вороны», пытающиеся бороться с несправедливостью, пусть и не всегда с однозначным успехом. Сложно сказать, будут ли его книги также интересны поколению «двухтысячников», но для предыдущих поколений фигура писателя Крапивина, безусловно, знаковая. И любовь к хорошей литературе для многих начиналась именно с его книг. И если в детстве книги Крапивина вдруг прошли мимо Вас, попробуйте сейчас прочесть что-нибудь, его книги читать никогда не поздно.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.