Найти в Дзене
Правила жизни

«Кругом вранье!»: иллюзии в творениях знаменитых художников, которые трудно раскусить самому (даже вам!)

Рынок 3D развивается с молниеносной скоростью. Кажется, совсем недавно Джеймс Кэмерон снял «Аватара», однако с того момента прошло практически 13 лет. 3D-принтеры уже печатают не просто модели предметов, но настоящие дома и человеческие органы. Тем не менее, полагать, что идея трехмерности обрела популярность в последние несколько десятков лет, было бы ошибкой. Создавать визуальные иллюзии и коммерциализировать это явление научились задолго до появления кинематографа и технологий печати. Когда и благодаря кому это произошло? Итальянские художники одними из первых увлеклись идеей создания иллюзий в живописи. Это произошло в эпоху Возрождения, когда разные виды искусства стали активно сливаться и взаимодействовать и появился особый интерес к преображению архитектурного пространства с помощью живописи. Мастера стали искать возможность визуально расширить помещения, наполнить их смыслами с помощью кисти. Так появились «обманные» изображения, целью которых зачастую было визуальное вытягива

Рынок 3D развивается с молниеносной скоростью. Кажется, совсем недавно Джеймс Кэмерон снял «Аватара», однако с того момента прошло практически 13 лет. 3D-принтеры уже печатают не просто модели предметов, но настоящие дома и человеческие органы. Тем не менее, полагать, что идея трехмерности обрела популярность в последние несколько десятков лет, было бы ошибкой. Создавать визуальные иллюзии и коммерциализировать это явление научились задолго до появления кинематографа и технологий печати. Когда и благодаря кому это произошло?

Итальянские художники одними из первых увлеклись идеей создания иллюзий в живописи. Это произошло в эпоху Возрождения, когда разные виды искусства стали активно сливаться и взаимодействовать и появился особый интерес к преображению архитектурного пространства с помощью живописи. Мастера стали искать возможность визуально расширить помещения, наполнить их смыслами с помощью кисти. Так появились «обманные» изображения, целью которых зачастую было визуальное вытягивание и расширение пространств. В Италии эффект вытягивания помещений вверх получил название di sotto in su (ит. «снизу вверх»).

Одним из первых мастеров этой техники стал живописец раннего итальянского Возрождения Андреа Мантенья. Ниже представлена Камера дельи Спози в Палаццо Дукале, расписанная фресками Андреа Мантеньи. Световое окно, изображенное на фреске, помогает создать иллюзию трехмерного пространства. Для полноты ощущений Мантенья изобразил шатающийся цветочный горшок, который, кажется, может в любой момент упасть на голову посетителям комнаты.

А. Мантенья. Фреска Camera degli sposi
А. Мантенья. Фреска Camera degli sposi

К технике создания иллюзорных изображений художники прибегали не только с целью усовершенствования пространств. Постепенно вошедшее в моду явление стало своеобразным способом развлечения. Мастера соревновались в «обманной» живописи, стремясь создать наиболее правдоподобное изображение. Одним из гениев в этом деле стал ученик Рембрандта, голландец Самуэль ван Хогстратен.

С. ван Хогстратен. «Мужчина в окне»
С. ван Хогстратен. «Мужчина в окне»

Подобного рода «обманки» постепенно увлекли многих художников в северных частях Европы, творивших в самых разных жанрах. Так, картины, вводящие зрителя в заблуждение, с успехом писали фламандский мастер натюрморта Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, а позже – английский портретист и пейзажист Иоганн Генрих Фюссли.

К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей»
К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей»

Такого рода картины приобретали, в основном, богатые домовладельцы, стремившиеся украсить жилище диковинными предметами, поэтому талантливые живописцы легко находили покупателей своих трехмерных картин.

И.Г. Фюссли «Обманка»
И.Г. Фюссли «Обманка»

А вас ввела в заблуждение какая-то из картин-обманок? Какая из них, на ваш взгляд, наиболее натуральна?

#художники #искусство #картины #невероятное #иллюзии #обманзрения #интересное