Название фильма можно перевести, как "Пригнись, придурок!", но когда фильм показывали по ОРТ, видимо сочли такое название не подходящим. Так он и остался в сознании российских киноманов именным аналогом "За пригоршню долларов" того же режиссёра. Из всех фильмов Серджио Леоне зрелого периода этот наименее известен. Зрелищные вестерны "Долларовой трилогии" и "Однажды на Диком Западе" ранее и щемяще-ностальгический "Однажды в Америке" позднее его оттесняют на второй план. И зря!
"За пригоршню динамита" наверно самое полное и объективное исследование такого общественного явления как Революция. Псевдореалистический сюжет переносит нас в Мексику начала 20-го века, охваченную народными волнениями. Герои фильма, мексиканский крестьянин, решивший стать бандитом, и ирландский террорист, который больше не хочет быть террористом, оказываются втянуты в непримиримое противостояние повстанцев и правительственных войск. Герои фильма вынуждены стать знаковыми фигурами этой борьбы притом, что ни один, ни второй этого не хотят. Горькая ирония от Серджио Леоне.
На самом деле, ничего реалистического в фильме нет. Ирландский террорист носит в своём багаже знамя ИРА, которой в начале 20-го века ещё не существовало. Мексиканская армия больше всего похожа на немецких карателей времён Второй Мировой Войны, а их жертвы - на жертв концлагерей. Оружие повстанцев напоминает о партизанах той же Второй Мировой, а в финальном боестолкновении появляются миномёты, которые у зрителей 70-х годов прошлого века ассоциировались с войной во Вьетнаме. Фильм - энциклопедия образов и представлений о революционном преобразовании общества в 20-м веке.
Особо хочется отметить блистательный актёрский дуэт Джеймса Кобурна и Рода Стайгера. Благодаря Квентину Тарантино мы знаем, что для американских актёров сниматься в итальянских фильмах считалось позором, но… Звезда Ли Ван Клифа взошла именно в Италии. Генри Фонду, не смотря на его блестящую кинокарьеру, теперь все будут помнить как Фрэнка из «Однажды на Диком Западе», а Кобурна и Стайгера – Шона Мэлори и Хуана Миранду. Это фееричные персонажи, и каждый из них оказывается глубже, чем выглядит.
Что касается творческого пути неистового итальянца Серджио Леоне, то этот фильм переходный между его "средним" периодом (когда он создал целый жанр) и "поздним", когда он потряс мир своим трагическим фильмом про гангстеров и на полном серьёзе собирался снимать фильм о Ленинградской блокаде. Мне кажется, что "За пригоршню динамита" самый тонкий, личностный фильм, из снятых режиссёром. В нём нашли яркое отражение как увлечение Леоне марксистскими идеями, так и разочарование в них, вызванное тем, что он успел увидеть на своём веку. Это не фильм о Мексиканской революции - это фильм о том, чем предстала "революция" как понятие в глазах европейского интеллектуала середины прошлого века.
А вы знаете этот фильм?