Найти тему
Улыбка киномана

За пригоршню динамита

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Название фильма можно перевести, как "Пригнись, придурок!", но когда фильм показывали по ОРТ, видимо сочли такое название не подходящим. Так он и остался в сознании российских киноманов именным аналогом "За пригоршню долларов" того же режиссёра. Из всех фильмов Серджио Леоне зрелого периода этот наименее известен. Зрелищные вестерны "Долларовой трилогии" и "Однажды на Диком Западе" ранее и щемяще-ностальгический "Однажды в Америке" позднее его оттесняют на второй план. И зря!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

"За пригоршню динамита" наверно самое полное и объективное исследование такого общественного явления как Революция. Псевдореалистический сюжет переносит нас в Мексику начала 20-го века, охваченную народными волнениями. Герои фильма, мексиканский крестьянин, решивший стать бандитом, и ирландский террорист, который больше не хочет быть террористом, оказываются втянуты в непримиримое противостояние повстанцев и правительственных войск. Герои фильма вынуждены стать знаковыми фигурами этой борьбы притом, что ни один, ни второй этого не хотят. Горькая ирония от Серджио Леоне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На самом деле, ничего реалистического в фильме нет. Ирландский террорист носит в своём багаже знамя ИРА, которой в начале 20-го века ещё не существовало. Мексиканская армия больше всего похожа на немецких карателей времён Второй Мировой Войны, а их жертвы - на жертв концлагерей. Оружие повстанцев напоминает о партизанах той же Второй Мировой, а в финальном боестолкновении появляются миномёты, которые у зрителей 70-х годов прошлого века ассоциировались с войной во Вьетнаме. Фильм - энциклопедия образов и представлений о революционном преобразовании общества в 20-м веке.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Особо хочется отметить блистательный актёрский дуэт Джеймса Кобурна и Рода Стайгера. Благодаря Квентину Тарантино мы знаем, что для американских актёров сниматься в итальянских фильмах считалось позором, но… Звезда Ли Ван Клифа взошла именно в Италии. Генри Фонду, не смотря на его блестящую кинокарьеру, теперь все будут помнить как Фрэнка из «Однажды на Диком Западе», а Кобурна и Стайгера – Шона Мэлори и Хуана Миранду. Это фееричные персонажи, и каждый из них оказывается глубже, чем выглядит.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Что касается творческого пути неистового итальянца Серджио Леоне, то этот фильм переходный между его "средним" периодом (когда он создал целый жанр) и "поздним", когда он потряс мир своим трагическим фильмом про гангстеров и на полном серьёзе собирался снимать фильм о Ленинградской блокаде. Мне кажется, что "За пригоршню динамита" самый тонкий, личностный фильм, из снятых режиссёром. В нём нашли яркое отражение как увлечение Леоне марксистскими идеями, так и разочарование в них, вызванное тем, что он успел увидеть на своём веку. Это не фильм о Мексиканской революции - это фильм о том, чем предстала "революция" как понятие в глазах европейского интеллектуала середины прошлого века.

А вы знаете этот фильм?